В трудах восточных ученых поднимались следующие проблемы:
- Развивались теории познания. Так, Аль-Кинди выделял в своей теории два вида познания: познание посредством чувств и разумное познание.
- Практической направленностью проводимых физиологических исследований (использование эксперимента). Разес призывал всех естествоиспытателей строить свои научные выводы на основе наблюдения и опытов.
- Признание естественных закономерностей при объяснение всех явлений.
- Появление концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.
Самый известный на востоке ученый, естествоиспытатель Авиценна. Его учение развивалось в период социально-экономического расцвета огромной империи Халифата. Веру и знание он обозначал как две независимых истины. Он считал, что каждая из них не должны входить друг с другом в противоречие. Каждая имеет право на собственное существование, на собственную область исследования и собственннные методы изучения человека. Так он развел два учения о душе – религиозно-мифологическое и естественно-научное.
|
|
Он показал, что философия – это наук, которое изучает общее, все сущее человеческой жизни, а психология и медицины более конкретные области и имеют свой особый предмет. Больше всего открытий в его исследованиях имеют отношение к медицинской психологии. Его учение о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма было очень прогрессивным для того времени. Его трактат «Канон медицинской науки» (медицинская энциклопедия в 5-ти частях) был популярен на протяжении многих столетий не только на востоке, но и в Западной Европе. Кроме обобщения накопленного прежде знания, он обогатил науку следующими новыми положениями:
1. Положение о зависимости психических явлений от психологических: организм способен реагировать на внешние раздражители. Он изучал воздействие лекарственных и хирургических средств.
2. Установил связь между физиологическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию.
3. Одно из самых знаменательных открытий в его исследованиях: внутренние психические состояния людей можно регулировать путем воздействия на его внешнее поведение.
4. Он положил начало исследования неврозам.
5. Он рассмотрел сущность процесса абстрагирования и выделил его следующие ступени: 1. ощущение (появление образа). 2. представление (различение образа и материи). 3. воображение (появление идей и понятий). 4. всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).
|
|
6. Источником психики является мозг: каждой психической функции соответствует участок «чувственных нервов» или полушарий головного мозга.
Эти положения отражены в таких его трудах как «Книга о душе», «Книга исцеления» (18 томов).
Зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы описал Ибн Рушд – придворный врач. Еще один немаловажным его учением, противостоящим теологическим воззрениям, было представление о бессмертном разуме и смертной душе. Способность к мышлению он называл потенциальной, т.к. на нас может воздействовать всеобщий разум и вызывать в нас мысли. А для их актуализации необходимы определенные условия: мотивация, внешние раздражители, хорошие учителя.
Исследования арабских ученых в XII веке были переведены на латинский язык и сослужили свою хорошую службу для развития европейской научной мысли.