Второй Эпизод

"Говорит Ленинград!"

На экране начинает идти отрывок из передачи «Ленинградские истории». Документальная хроника довоенного Ленинграда: слышен анонс радиопередач на день. Маленький мальчик сначала просыпается от этого звука, как просыпается и весь город, затем умывается и все это под звуки радио. Свет на сцене зажигается. На сцене появляется мальчик, такой же, что был на видео: в белой майке и черных шортах, с полотенцем на плече. Звучит отдаленный голос диктора, шипение радио.
Миша Кузнецов. Как бы мне не забыть, сначала новости из радиожурнала «Говорит СССР», затем послушать по радио сказку «Теремок»… Ой, опять услышу голос Марии Петровой. Она так здорово читает детские сказки, что её знает каждый, даже Володька из соседнего подъезда.

Голос мамы. Миша…Михаил Кузнецов! Слышишь, твоя любимая мелодия на радио!

Начинает звучать громче музыка - песня «Опустилась ночь над Ленинградом…» (Б.Тимофеев, А.Жерве, В.Крахт). Мальчик делает музыку погромче и начинает танцевать с полотенцем, воображая, что полотенце в его руках – девушка.

Миша Кузнецов. (словно обращаясь к воображаемой девушке) Знаете, когда я слышу эту песню, мне так и представляется вечерний Ленинград, и много пар кружится в вальсе, и смеются…

Музыка начинает звучать громче. Появляются радиоволны, они открывают радиоприемник. На сцене танцуют четыре пары рядом с большим квадратным ящиком, в котором хранится пленка, черного цвета, с надписью "Ленинград. 1941". На каждом ящике стоит радиоприемник. У девушек на плечах цветные платки. В глубине сцены находится мост.

Поверх музыки звучит голос Берггольц.

Берггольц. Нам от тебя теперь не оторваться.

Одною небывалою борьбой,

Одной неповторимою судьбой

Мы все отмечены. Мы - ленинградцы.

Далее высвечивается большой репродуктор. Звучит голос диктора.

Диктор. Говорит Ленинград! Товарищи! Сегодняшним летним днем 21 июня 1941 года в нашем городе отличная погода. Для вас в нашем центральном парке культуры и отдыха сегодня звучат ваши самые любимые мелодии.

Все выбегают на центр сцены. Высвечивается центральная часть сцены. Пары танцуют и смеются. Музыка резко прерывается взрывами. Все испуганно делают шаги назад и замирают, тревожно вглядываясь вдаль.

Молодые люди. Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну,

Белой ночью, самой белой ночью,

Начал эту черную войну!

Начинает звучать "Священная война". В процессе звучащего приказа девушки отходят к своим радиоприемникам. Молодые люди уходят.

Голос Левитана. Приказ Народного комиссара обороны СССР от 23 августа 1941 г. Всем лицам немедленно сдать радиоприемники на пункты хранения, кроме репродукторов проводного вещания

Наступает тишина. Девушки медленно переворачивают свои платки другой стороной - серой, становясь жительницами блокадного города.

Первая ленинградка. Как тиха и печальна отчизна,

Вторая ленинградка. Только ели, сугробы да лед.

Третья ленинградка. А равнины пусты и безлюдны,

Четвертая ленинградка. Точно нет ни войны, ТИШИНА… (пауза)

Девушки прижимают радиоприемники к груди, уходят за кулисы и тут же выходят, поменяв радиоприемники на черную тарелку репродуктора – блокадное радио.

Полина Догадаева. Под прицелом тишины оказались совсем разные и еще совсем молодые женщины. Полина Догадаева – командир первого бытового комсомольско-молодежного отряда.

Надежда Ефимовна. Надежда Ефимовна – молодая и красивая, как считали дети, учительница 71й школы.

Лидия Кузнецова. Лидия Кузнецова - медсестра из медико-санитарной роты

Зинаида Савкова. Зинаида Савкова – молодая девушка, помогающая Ленинграду, работая в различных местах: в бригаде по спасению детей, водовозом в детском саду, в бригаде по тушению горелок.

Ленинградки. (вместе) Но черная тарелка репродуктора становилась единственным источником информации для нас всех!

Голос Левитана. От советского информбю...

Голос Левитана прерывает стук металлического сердца. Стук сердца совпадает с ритмом шага выходящих вдоль арьерсцены немцев. Высвечиваются два больших немецких репродуктора. Звучит немецкий марш. Девушки отходят от страха, собираясь в центре, строят кольцо из платков. Резко опускают головы

Фон Лееб. Молчать!Фюрер подтверждает свое решение: капитуляция Ленинграда будет отвергнута..

Кюхлер. Оставить небольшие, не полностью закрытые проходы,

Гепнер. Перед захватом ослаблять артиллерийским огнем и бомбардировкой с воздуха!

Вместе. Всем ленинградцам Молчать!

Ленинградки. Бесконечна пытка тишиной,

Тишина смеется надо мной,

Молча стонет родная страна,

ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА!

Начинает звучать метроном.

Ленинградки. (поднимая голову)Но радио создало метроном - звучащий пульс города.

Девушки прислушиваются к этому звуку и подходят к тарелкам репродуктора. Девушки поднимают тарелки, словно защищаясь ими. Звук Метронома становится громче. Немцы отходят назад, осматриваясь кругом, опускают головы, но остаются стоять вдоль арьерсцены. Звук метронома перерастает в звук живого стучащего сердца.

Ленинградки. 60 ударов в минуту. Это значит, в городе все спокойно.

Начинает звучать шум вьюги. Девушки, закрываясь от ветра, расходятся, каждая к своему столу, своему дому.

Догадаева. Главная ценность в нашей большой коммунальной квартире – черная тарелка репродуктора.

Надежда Ефимовна. Все, что происходило на фронте, мы узнавали по радио.

Кузнецова. Черная тарелка репродуктора висела в углу многих квартир.

Савкова. В красном углу родного жилища.

Звучит музыка В.А. Гаврилина «Перезвоны». Девушки встают на колени перед черными тарелками.

Ленинградки. (Читают словно молитву)

Достигшей немого отчаянья,

давно не молящейся богу,

иконку "Благое Молчание"

мне мать подарила в дорогу.

Ангел Благого Молчания

ревниво меня охранял.

Он дважды меня не нечаянно

с пути повернул. Он знал...

Он знал, никакими созвучьями

Увиденного не передать.

Молчание душу измучит мне,

И Лжи заржавеет печать.

Звучит голос О. Берггольц

Голос Берггольц. Нигде радио не значило больше, чем в Ленинграде, в дни блокады.

Звучит коллаж из документальных радиозаписей.

Радиозаписи. Внимание! Внимание! …. Отбой воздушной тревоги…. Клятва. И та, что сегодня прощается с миром….Воздушная тревога…. Товарищи, я прочту свое новое стихотворение «Второе письмо на Каму»….От советского информбюро… Говорит Летчик Петр Харитонов он первый во имя Ленинграда… Мне хочется коротко рассказать о том, как жил и работал в годы блокады Симфонический оркестр… Говорит штаб местной противовоздушной обороны…

Догадаева. Работники Дома Радио разделили вместе с жителями Ленинграда все трудности - также мерзли и голодали.

Надежда Ефимовна. Но эфир не прекращался ни на минуту, ни на день.

Кузнецова. Поэты, музыканты, артисты находили в себе силы выступать по радио, радуя тысячи людей своим талантов.

Савкова. Среди них работала и Ольга Берггольц- Блокадная совесть, ленинградская муза чести и печали.

Звучит фонограмма голоса Берггольц. На экран проецируется её портрет

Голос Берггольц. Для того чтоб жить в кольце блокады,

ежедневно смертный слышать свист -

сколько силы нам, соседка, надо,

сколько ненависти и любви...

Голос диктора. Говорит Ленинград!

Ленинградки. Ленинград слышит!

Резко появляется быстрый звук метронома – 120 ударов в минуту.

Ленинградки. Птицы смерти в зените стоят,

Кто придёт выручать Ленинград?

Не шумите вокруг, он дышит,

Он живой ещё, он всё слышит:

Звучит сирена.

Голос диктора. Воздушная тревога…

Немцы. Молчать!

Девушки хватают свои тарелки репродуктора и прячутся под помост, как бы в бомбоубежище. Выходят немцы на помост, словно затаптывая тех, кто сидит под ним. Высвечиваются немецкие репродукторы.

Фон Лееб. Сломить врага психологически... население вражеской стороны должно быть деморализованно, ввергнуто в состояние пассивности.

Кюхлер. Нерешительность и паника - вот наше оружие!

Гепнер. Сдавайся Ленинград, Балтийский флот уничтожен!Вы обречены на голодную смерть!

Начинает звучать метроном. Свет меняется, немцы опускают руки. Звучит голос Берггольц. Немцы отходят, и немного садятся, пытаясь укрыться от оглушительного голоса. Проецируется на экран портрет Берггольц. Девушки, держа черные тарелки на вытянутых руках, медленно поднимаются из бомбоубежища, тем самым закрываясь от немцев.

Голос Берггольц. Я буду сегодня с тобой говорить,

товарищ и друг ленинградец,

о свете, который над нами горит,

о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды,

но мы не забыты с тобой, не одни, -

и это уже победа.

Немцы. УДАР! Зимой 1941 года в соседний дом от Дома Радио попала БОМБА.

Немцы ударяют громко по помосту. Ленинградки выбегают вперед, будто от взрывной волны.

Ленинградки. Разрывы далеко. Но вот и рядом.

Немцы. Удар! И дом старинный закачался

Ленинградки падают с черными тарелками в руках.

Ленинградки.( поднимаясь) Но не обрушился - стоит упрямо-

С врагом коварным всю войну сражался.

Выживем! Выдержим все! Только пусть радио не молчит!

Немцы, отвернувшись спинами, встают вдоль арьерсцены. Девушки берут радиотарелки, словно погибшего ребенка. Звучит «Адажио» из Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.

Ленинградки. Скрипят, скрипят по Невскому полозья:

на детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных.

Ленинградки кладут радио, словно погибшего, на санки.

Голос Матери. У меня Дочь. Ей 9 лет. Она училась в этой школе.
Это было здесь! Бесстрашная, мучительная смерть… Повергнем бандитов, фашистов, детоубийц.

Девушки достают веревки от черных ящиков. Создается впечатление, что ящики - это санки. Они с трудом передвигают их по очереди к центру, строя две колонны друг за другом

Появляются немцы.

Догадаева. Нас немцы называют:

Фон Лееб. "Мертвый город!"

Кузнецова. Но где, когда

Был мертвым нужен стих?

Кюхлер. А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод -

Савкова. Он,славя павших,

Жить зовет живых!

Вместе. Мы защитим Ленинград!

Звучит голос Ольги Берггольц. Девушки завязывают платок накрест.

Голос Берггольц. Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена,-

встала бы на зов Твой из могилы,

все б мы встали, а не я одна.

Начинает звучать музыка "Вставай, страна огромная". (В.И.Лебедев-Кумач, А.В. Александров) Звучат подлинные радиозаписи голосов ленинградцев: Ольги Новиковой, летчика Харитонова, Жени Никитиной.

Ольга Новикова. На подступах к городу Ленина строятся мощные оборонительные сооружения. Их строят сами Ленинградцы.

Харитонов. Счастье и смысл жизни мы, летчики, сейчас видим в смертельной борьбе с фашизмом.

Женя Никитина. Без страха, дорогие товарищи,разите врага наверняка в самое его коварное сердце!

Савкова. Анна Ахматова сказала по радио "Дорогие согражданки, матери, жены и сестры Ленинграда! Город, взрастивший таких женщин, не может быть побежден»

Немцы. Молчать! Зимой 41-42 года на радио не было музыки ...

Звучит немецкий марш. Немцы сдвигают санки, словно задавливают блокадниц в кольце. Звучат взрывы.

Фон Лееб. Дом радио на картах немецких летчиков числился объектом первой категории.

Кюхлер. Ольга Берггольц внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению.

Вместе. Всем ленинградцам Молчать!

Тишина.

Ленинградки. 9 августа 1942, ровно через год после той даты, когда немцы планировали взять Ленинград, звучала по всем радиоприемникам Ленинградская симфония Шостаковича.

Начинает звучать седьмая симфония Шостаковича. Немцы наступают на ленинградок, но в черных тарелках зажигается свет, как символ спасительной силы радио. И этим лучом веры и надежды ленинградки побеждают немцев. Немцы отходят. Девушки выходят из кольца.

Догадаева. Во время исполнения орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город получили приказ: во что бы то ни стало подавлять огонь немецких войск.

Надежда Ефимовна. Симфонию по радио слышали даже немцы. Тогда в августе 42 многие из них поняли, что проиграли войну. Они почувствовали нашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть.

Кузнецова. Немцы обезумели все, когда это слышали. Они - то считали, что город мертвый.

Все. Но в город вернулся звук.

Ленинградки. (Разрывая кольцо) Затем прошло лето, еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима И... Блокада была Прорвана!

Начинает звучать музыка "Опустилась ночь над Ленинградом…"

Выходят молодые люди. Сцена возвращения: девушки нежно обнимают молодых людей. Молодые люди достают радиоприемники. Но девушки берут в руки черную тарелку репродуктора.

Савкова. 11 мая 1945 года впервые за многие годы дикторы на радио пожелали всем спокойной ночи.

Все пары замерли, обнявшись друг с другом. На сцену выходят Радиоволны. Они постепенно закрывают радиоприемник-занавес и берутся за руки. Высвечивается черный микрофон, он похож по форме на черную тарелку.

Радиоволны. Я вспоминаю черную тарелку,

Минувших лет настенный инвентарь.

Век информации, распутства и «свободы» -

Большой земной разнузданный базар.

Достался детским душам в наши годы.

Увы, совсем иной репертуар.

Так всё убого, безобразно, мелко.

Кривлянье это пошлое – увы!

Пусть истины все эти не новы,

Но грусть берёт по старенькой тарелке.

Звучит раскат грома. На экране появляется изображение радиомикрофона.

Микрофон. Вот те, на кого я надеюсь,
Для кого я все муки стерпел.

Высвечиваются только герои военного эпизода. Медленно свет с них уходит. Занавес опускается. Звучит фонограмма.

Голос Левитана. Приказ от 4 мая 1945 года. СНК СССР постановил: учитывая важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны, установить 7 мая ежегодный «День радио».

Радиоволны. Ура! С днем Радио!

На сцену приглашаются ветераны войны - работники радио – для поздравления, вручения подарков. Далее Радиоволны нажимают кнопку «Петербург», она выключается. Резко начинают звучать шум и помехи. Звучат позывные различных современных музыкальных передач, слышен металлический стук сердца. Радиоволны оглядываются по сторонам. Сзади радиоволн появляются Ди-джеи. Они разрывают руки радиоволн: радиоволны разбегаются. Звучит современная музыка.

Ди-джеи. В эфире ультрасовременное как бы радио. Мы как бы поздравляем всех с наступающим Днем Победы и сегодняшним Днем РАДИО! И сообщаем, что как бы радиопередачи с длинными текстами были популярны только во время войны, а после войны радиовещание вообще как бы оскуднело. Сейчас как бы войны нет: как бы отдыхайте, как бы пойте, как бы слушайте. ГРОМЧЕ! На этом пока как бы все!

Ди-джеи с криком «Перерыв!» одевают наушники и разбегаются в разные стороны. Радиоволны поднимаются. Звучат помехи.

Радиоволны. После окончания войны активно развивался процесс становления художественного вещания. Развивалось вещание для детей: «Клуб знаменитых капитанов», «Мир», в котором мы живем", "По родной стране". Остро ощущалась необходимость создания новых программ. Поэтому в 1964 году появилась радиопрограмма «Маяк».

Радиоволны зажигают кнопку Маяк. Звучат позывные радио «Маяк» и далее отсчет времени, который плавно перерастает в стук живого сердца.

Радиоволны. Вы слышали когда-нибудь стук сердца,

Который грудь на части разрывает?

Чья частота сильнее килогерцев,

Чей нежный гул нам всё внутри ласкает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: