Переменный ток напряжением 25 кВ подается от токоприемника через дроссель ДП и высоковольтный выключатель ВВ на первичную обмотку (А-Х) главного трансформатора ГТ.
В тяговом режиме тяговые двигатели М1 – М4 получают питание от вторичной обмотки трансформатора через выпрямитель ВУ включенный по мостовой схеме. Тяговые двигатели соединены в две параллельные группы по два двигателя последовательно. Для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в общую цепь двигателей включен сглаживающий реактор.
Вторичная обмотка трансформатора состоит из восьми секций, соединенных последовательно и имеет девять выводов (0….8). Средняя точка - вывод 0 вторичной обмотки заземлена через реле заземления РЗ и резистор R1. скорость поезда меняется от величины напряжения, подводимого к тяговым двигателям, с помощью последовательного подключения секций тяговой обмотки трансформатора, а на последних ступенях – ослаблением поля тяговых двигателей, путем шунтирования обмотки возбуждения резисторами. Эти операции осуществляются главным (силовым) контроллером ГК.
Силовой контроллер имеет 17 контакторов. Контакторы с 1 по12 используется для регулировки напряжения на тяговых двигателях. Ш1 – Ш6 используются для ослабления поля двигателей путем шунтирования обмоток возбуждения. Контакторы Ш1 и Ш4 выполнены с дугогашением т.к. они размыкают цепь под током.
На первой позиции ГК замкнуты контакторы 1 и 12. Схема работает в режиме однополупериодного выпрямления от одной секции трансформатора (вывод 7, 8). Эта ступень используется в качестве маневровой. Тяговые двигатели получают питание по цепи:
1 полупериод
вывод трансформатора 8 --- токовый трансформатор Т2 --- вентили выпрямления ВГ1 --- сглаживающий реактор СР --- контактор тормозного контроллера ТК17 --- контактор ЛК3 (ЛК4) --- контактор реверсора В2 (В) --- обмотка возбуждения М2.М1 (М4.М3) --- контактор реверсора В1 (В3) --- контактор ТК 10 (12) --- якорная обмотка М2. М1 (М4. М3) --- обмотка датчика тока якоря ДТ1 (ДТ2) --- шунт амперметра РА1 (РА2) --- контактор ЛК1 (ЛК2) --- вентили ВУ ВП-3 --- контактор ГК1 --- вывод трансформатора 7.
2 полупериод
напряжение на тяговых двигателях равно 0, так как цепь питания разомкнута 11 контактором ГК.
На второй позиции ГК замкнуты контакторы 1, 11, 12. Схема работает в режиме двухполупериодного выпрямления. Тяговые двигатели получают питание от одной секции трансформатора (выводы 7-8).
1 полупериод
вывод 8 --- ………. (см. маневровую позицию)
2 полупериод
вывод 7 --- контактор ГК1 --- контактор ГК11 --- вентили ВП1 --- сглаживающий реактор --- контактор ТК17 – контактор ЛК3 (ЛК4) --- …. --- контактор ЛК1 (ЛК2) --- вентили ВГ2 --- трансформатор Т2 --- вывод 8.
На третьей позиции замкнуты контакторы 1, 2, 11. В полупериод, когда э.д.с. вторичной обмотки трансформатора направлена от вывода 6 к выводу 8 на тяговые двигатели подается напряжение равное э.д.с. двух секций. В следующий полупериод, когда э.д.с. вторичной обмотки трансформатора направлена от вывода 8 к выводу 6, на двигатели подается напряжение только одной секции трансформатора 7-8, так как подаче напряжения двух секций препятствует разомкнутый контактор 12.
Таким образом, в один полупериод напряжение на двигателях равно напряжению двух секций трансформатора, а во второй полупериод одной секции.
Эта позиция отличается повышенной пульсацией.
Повышенную пульсацию имеют все последующие нечетные позиции до 15 –ой включительно.
На четвертой позиции включается контактор 12 и в оба полупериода двигатели получают питание от двух секций вторичной обмотки трансформатора. При этом пульсация тока не превышает обусловленной в пределах нормы, контакторы 1 и 11 не обтекаются током и при переходе на пятую позицию размыкаются.
Дальнейший процесс повышения напряжения на тяговых двигателях до 16-ой позиции аналогичен: на нечетных позициях – режим выпрямления с повышенной пульсацией тока, при котором разомкнут один из контакторов 11 или 12, на четных – выпрямление с нормальной пульсацией тока, контакторы 11 и 12 замкнуты.
С 16 –ой позиции осуществляется выпрямление с нормальной пульсацией тока, при этом к выпрямительному мосту контакторами 8 и 10 подсоединены все восемь секций вторичной обмотки трансформатора.
Параллельно обмоткам тяговых двигателей подключены резисторы R2 и R3, обеспечивающие снижение пульсаций потока возбуждения при пуске тяговых двигателей. При пуске поле этих двигателей ослаблено до 94.3%.
На 17 –ой позиции замыкаются контакторы Ш1 и Ш4. Поле всех двигателей ослабляется до 56.6%
На 18 –ой позиции дополнительно замыкаются контакторы Ш2, Ш5 и поле двигателей ослабляется до 37%.
На 19 –ой позиции замыкаются контакторы Ш3, Ш6 и поле ослабляется до 27%.
20 –я позиция - холостая, обеспечивает вращение вала при переходе на первую позицию ГК.
Включение тяговых двигателей осуществляется контакторами ЛК1 – ЛК4, при этом тормозной контроллер ТК должен находиться на первой позиции.
Реверсирование тяговых двигателей осуществляется при помощи реверсора (В1 – В4; Н1 – Н4), изменяющего направление тока в обмотках возбуждения.
Таблица замыканий контакторов главного контроллера (ГК)
Контакторы силовые | Контакторы управления | |
1 позиция | 1. 12. Ш3. Ш5. Ш6. | ГК1. ГК3. ГК4. |
2 позиция | 1. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
3 позиция | 1. 2. 11. | ГК2. ГК3. ГК5. |
4 позиция | 1. 2. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
5 позиция | 2. 3. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
6 позиция | 2. 3. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
7 позиция | 3. 4. 11. | ГК2. ГК3. ГК5. |
8 позиция | 3. 4. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
9 позиция | 4. 5. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
10 позиция | 4. 5. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
11позиция | 5. 6. 11. | ГК2. ГК3. ГК5. |
12позиция | 5. 6. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
13 позиция | 6. 7. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
14 позиция | 6. 7. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
15 позиция | 7. 8. 11. | ГК2. ГК3. ГК5. |
16 позиция | 7. 8. 10. 11. 12. | ГК2. ГК3. ГК5. |
17 позиция | 8. 10. 11. 12. Ш1. Ш4. | ГК2. ГК3. ГК5. |
18 позиция | 8. 10. 12. Ш1. Ш2. Ш4. Ш5. | ГК2. ГК3. ГК5. |
19 позиция | 8. 10. 12. Ш1. Ш2. Ш3. Ш4. Ш5. Ш6. | ГК2. |
20позиция | Ш1. Ш2. Ш3. Ш4. Ш5. Ш6. | ГК2. |
Контакторы управления ГК контролируют:
ГК – 1 контролирует включение линейных контакторов только на первой позиции КСП
ГК – 2 обеспечивает возврат КСП на первую позиции при отключении линейных контакторов
ГК – 3 автоматический пуск КСП до 19 позиции
ГК – 5 контролирует наличие тока на тяговых двигателях при повторном наборе позиции
Контакторы главного контроллера:
с 1 по 8 п. - ступенчато увеличивают напряжение на тяговых двигателях с 138 В до 2208 В
10 п. - контактор включен параллельно 8 контактору
с 16 по 19 п. - для уменьшения токовой нагрузки
11 и 12 п. - контактора перехода
Контактора Ш1 – Ш6 уменьшают коэффициент возбуждения тяговых двигателей с 94,3 до 27%.