Важной составной частью тарифной системы АТП являются надбавки и скидки к тарифной плате.
Надбавки и скидки определяются обычно в процентах к рассчитанной по установленной схеме тарифной плате (или к отдельным тарифнымставкам) и используются как средство:
1) учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчетных, «заложенных» в применяемые тарифные ставки;
2) поощрения (имеются в виду скидки) потребителей к приобретению конкретных услуг предприятия, к постоянной совместной работе с данным АТП и т. д.
В практике работы АТП наиболее распространенными являются надбавки, которые учитывают:
1) особенности перевозимых грузов — за применение специализированного подвижного состава; за перевозку опасных грузов; за перевозку грузов, требующих специального оборудования и приспособлений для раскрепления при перевозке и пр.;
2) особые условия обслуживания — за срочность подачи автомобиля под погрузку; за срочность доставки; за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и др.
|
|
Во многих случаях согласованные с потребителем надбавки являются «цивилизованной» формой компенсации АТП нарушения потребителем требований транспортного законодательства (сверхнормативные простои и т.д.).
В гражданском законодательстве, Уставе автомобильного транспорта предусматриваются для таких случаев определенные штрафные санкции. Однако предъявление претензии или иска в такой ситуации следует рассматривать как коммерческую неудачу автотранспортного предприятия.
Как бы ни завершилось рассмотрение соответствующего дела в арбитраже, потребитель, как правило, оказывается для предприятия потерянным, а репутация АТП в глазах других грузоотправителей при этом отнюдь не улучшается. Разумнее предвидеть возможные отклонения от расчетных условий обслуживания по вине потребителя и заранее оговорить соответствующие надбавки к тарифу.
Наиболее распространенными видами скидок являются:
1) скидка потребителю, который обеспечивает обратную загрузку автомобиля (при перевозке в междугороднем сообщении);
2) скидка за заключение с предприятием долгосрочного
контракта или за значительный объем заказа;
3) скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);
4) скидка за заказ «не в сезон» (т. е. в период общего спада перевозок в данном сегменте рынка) и пр.
Издержки
И себестоимость продукции (услуг)