С целью контроля над затратами по местам их формирования, направлениям иопределения затрат в расчете на единицу определенного вида продукции и применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.
Определение затрат на единицу транспортной продукции называется калькуляцией себестоимости. При планировании работы автомобильного транспорта составляют плановую калькуляцию, при подведении итогов за отчетный период — отчетную.
В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу. Так, при сдельной оплате транспортной работы за калькуляционную единицу обычно принимают 10 т-км, 1 т, 1 ездку, при повременной — 10 авто.-ч, при перевозке пассажиров на автобусах— 10 пасс.-км, при таксомоторных перевозках — 10 км платного пробега.
На автомобильном транспорте при калькуляции себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:
а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе
|
|
♦ заработная плата водителей (грузовых автомобилей, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
♦ отчисления единого социального налога;
♦ автомобильное топливо;
♦ смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
♦ износ и ремонт автомобильной резины;
♦ техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт
автомобилей;
♦ амортизация подвижного состава;
б) общехозяйственные расходы.
При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте затруднительно непосредственно относить как прямые, так и косвенные расходы на единицу транспортной продукции (1 т-км, 1 пассажиро-км или 1 км платного пробега). Поэтому практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные.
Переменные расходы зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др. Они зависят в основном от пробега автомобилей и рассчитываются на 1 км пробега.
В переменные расходы условно включают некоторые виды расходов, на которые пробег автомобиля никак не влияет. Например, затраты на внутри гаражный расход топлива, ежедневное обслуживание, обтирочные материалы, часть расходов по ремонту автомобилей (расходы на окраску) и др. Так как абсолютная величина перечисленных затрат невелика, их включение в соответствующие статьи переменных расходов упрощает ведение плановой работы на АТП.
К постоянным расходам на автомобильном транспорте относятся те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день или 1 автомобиле-час работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей с начислениями.
|
|
Себестоимость единицы транспортной продукции (1 т-км, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега и т. д.) определяют путем деления общей суммы затрат на количество продукции (тонно-километров, пассажиро-километров, платных километров пробега и т. д.), произведенной в определенный период времени.