Классификация затрат по калькуляционным статьям расходов

С целью контроля над затратами по местам их формирования, направлениям иопределения затрат в расчете на единицу опреде­ленного вида продукции и применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.

Определение затрат на единицу транспортной продукции называется калькуляцией себестоимости. При планировании работы автомобильного транспорта составляют плановую каль­куляцию, при подведении итогов за отчетный период — от­четную.

В зависимости от вида транспортных услуг и форм их оплаты устанавливают калькуляционную единицу. Так, при сдельной оп­лате транспортной работы за калькуляционную единицу обычно принимают 10 т-км, 1 т, 1 ездку, при повременной — 10 авто.-ч, при перевозке пассажиров на автобусах— 10 пасс.-км, при таксомо­торных перевозках — 10 км платного пробега.

На автомобильном транспорте при калькуляции себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и про­изводством других работ и услуг, в том числе

♦ заработная плата водителей (грузовых автомобилей, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

♦ отчисления единого социального налога;

♦ автомобильное топливо;

смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

♦ износ и ремонт автомобильной резины;

♦ техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт
автомобилей;

♦ амортизация подвижного состава;
б) общехозяйственные расходы.

При определении себестоимости продукции на автомо­бильном транспорте затруднительно непосредственно относить как прямые, так и косвенные расходы на единицу транспортной продукции (1 т-км, 1 пассажиро-км или 1 км платного пробега). Поэтому практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные.

Переменные расходы зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, тех­ническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др. Они зависят в основном от пробега автомобилей и рассчитываются на 1 км пробега.

В переменные расходы условно включают некоторые виды расходов, на которые пробег автомобиля никак не влияет. Напри­мер, затраты на внутри гаражный расход топлива, ежедневное об­служивание, обтирочные материалы, часть расходов по ремонту автомобилей (расходы на окраску) и др. Так как абсолютная вели­чина перечисленных затрат невелика, их включение в соответст­вующие статьи переменных расходов упрощает ведение плановой работы на АТП.

К постоянным расходам на автомобильном транспорте отно­сятся те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день или 1 автомобиле-час работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей с начисле­ниями.

Себестоимость единицы транспортной продукции (1 т-км, 1 пассажиро-км, 1 км платного пробега и т. д.) определяют пу­тем деления общей суммы затрат на количество продукции (тонно-километров, пассажиро-километров, платных километ­ров пробега и т. д.), произведенной в определенный период времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: