Классическим инструментом изучения структуры ассортимента является АВС-анализ. Этот метод можно использовать для анализа эффективности ведения различных ассортиментных групп и для сопоставления выгодности отдельных товаров внутри ассортиментной группы, т.е. для анализа глубины ассортимента.
АВС-анализ относится к большой группе методов анализа неравномерности распределения объема в маркетинге. АВС-анализ широко используется на этапе позиционирования товаров, в группировке продуктов по вкладу в объем сбыта или в прибыль предприятия, в функционально-стоимостном анализе (А - главные, В - второстепенные, С - излишние функции некоторого продукта).
В соответствии с АВС-анализом все объекты разделяют на три группы по вкладу в общий объем продаж (сбыта) и по вкладу в прибыль: А - большой вклад, В – средний вклад, С – малый или незначительный вклад. Изначально доли по вкладу задаются, а затем определяются составы групп. Данные для анализа АВС представлены в таблице 29.
Можно рекомендовать использовать как соотношение долей 1:1:1, так и задавать соотношение долей по потреблению в виде 3:2:1. Во втором случае в группу А включаются наиболее крупные единицы, на которые приходится 50% вклада в общую массу (или ½), в группу В – средние единицы, на которые приходится 33 % общего объема (1/3), а в группу С – мелкие единицы с 17 % объема (1/6).
|
|
Таблица 29 – Данные для АВС-анализа
Товар | Продажи, тыс.руб. | Доля сбыта | Прибыль | Доля прибыли |
0,08 | 0,07 | |||
0,35 | 0,39 | |||
0,07 | 179,8 | 0,06 | ||
0,04 | 102,4 | 0,03 | ||
0,02 | 37,5 | 0,01 | ||
0,10 | 278,25 | 0,09 | ||
0,03 | 116,1 | 0,04 | ||
0,04 | 78,75 | 0,02 | ||
0,25 | 890,1 | 0,28 | ||
0,01 | 16,95 | 0,01 | ||
3184,85 |
Далее проводится ранжирование (сортировка) товаров по убыванию по двум показателям (доля сбыта и доля продаж) и набираются группы А, В, С нарастающим итогом (табл.30).
Таблица 30 – Ранжирование по двум показателям
Товар | ||||||||||
Доля сбыта | 0,35 | 0,25 | 0,1 | 0,08 | 0,07 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,01 |
Совокупный сбыт группы | 0,6 | 0,33 | 0,06 | |||||||
Доля прибыли | 0,39 | 0,28 | 0,09 | 0,07 | 0,06 | 0,03 | 0,02 | 0,04 | 0,01 | 0,01 |
Совокупная прибыль группы | 0,67 | 0,27 | 0,06 |
Далее необходимо построить графическую модель АВС-анализа, объектами (точками) которой являются товарные позиции (рис.46):
по оси X - доля объема продаж (для сбыта),
по оси Y – доля в прибыли.
.
Рис. 46. График АВС-анализа
Наиболее выгодны предприятию позиции, которые находятся над диагональю, требуют повышенного внимания позиции – под диагональю.
АВС-анализ используется на этапе позиционирования товаров, в группировке продуктов по вкладу в объем сбыта или в прибыль предприятия, в функционально-стоимостном анализе (А-главные, В - второстепенные и С - излишние функции некоторого продукта.
|
|
Важным инструментом управления ассортиментом является совмещенный ABС-XYZ анализ. Суть метода заключается в распределении товаров по девяти совмещенным группам в зависимости от привлекательности (ABC) и устойчивости тенденции оборачиваемости (XYZ). Например, привлекательность товара определяется на основе денежного вклада в товарные запасы, а устойчивость тенденции – на основе стабильности продаж.
Данные для АВС-анализа и его методика представлен на рис.47.
АВС-анализ предполагает разбиение товаров на три группы только по одному параметру - по вкладу в товарооборот за определенный период времени (обычно год). На группу А приходится 75 % вложенных денежных средств, на группу В - около 20 %, на группу С - всего 5 %.
Для проведения XYZ-анализа необходимы данные о продажах продукции поквартальные (или помесячные). XYZ-анализ позволяет разбить товары еще на три группы в зависимости от стабильности продаж: X - постоянного спроса, Y – периодического спроса, Z – эпизодического спроса. Механизм XYZ-анализа приведен на рис. 48.
Рис.48. Методика XYZ-анализа
Для определения коэффициента вариации спроса необходимо использовать следующую формулу (8):
, (8)
где – текущее значение реализации (продаж);
- среднее значение реализации (продаж);
n – количество периодов.
Товары необходимо упорядочить в порядке возрастания коэффициента вариации и объединить их в группы X (0 Ð Кв Ð 10 %), Y (10 % ≤ Кв Ð 25 %), Z (Кв ≥ 25 %).
Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных источников доходности торгового бизнеса и установление на этой основе приоритетов для управления ассортиментом. Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ - это кандидаты на выведение из ассортимента. Матричная проекция совмещенного ABC-XYZ анализа представлена в таблице 31.
Таблица 31 - Матричная проекция совмещенного ABC-XYZ анализа
AX(высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | AY (высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | AZ (высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления) |
BX(средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | BY (средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | BZ (средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
CX(низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | CY(низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | CZ(низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления |