Авс-анализ классический и совмещенный Анализ АВС-XYZ

Классическим инструментом изучения структуры ассортимента является АВС-анализ. Этот метод можно использовать для анализа эффективности ведения различных ассортиментных групп и для сопоставления выгодности отдельных товаров внутри ассортиментной группы, т.е. для анализа глубины ассортимента.

АВС-анализ относится к большой группе методов анализа неравномерности распределения объема в маркетинге. АВС-анализ широко используется на этапе позиционирования товаров, в группировке продуктов по вкладу в объем сбыта или в прибыль предприятия, в функционально-стоимостном анализе (А - главные, В - второстепенные, С - излишние функции некоторого продукта).

В соответствии с АВС-анализом все объекты разделяют на три группы по вкладу в общий объем продаж (сбыта) и по вкладу в прибыль: А - большой вклад, В – средний вклад, С – малый или незначительный вклад. Изначально доли по вкладу задаются, а затем определяются составы групп. Данные для анализа АВС представлены в таблице 29.

Можно рекомендовать использовать как соотношение долей 1:1:1, так и задавать соотношение долей по потреблению в виде 3:2:1. Во втором случае в группу А включаются наиболее крупные единицы, на которые приходится 50% вклада в общую массу (или ½), в группу В – средние единицы, на которые приходится 33 % общего объема (1/3), а в группу С – мелкие единицы с 17 % объема (1/6).

Таблица 29 – Данные для АВС-анализа

Товар Продажи, тыс.руб. Доля сбыта Прибыль Доля прибыли
    0,08   0,07
    0,35   0,39
    0,07 179,8 0,06
    0,04 102,4 0,03
    0,02 37,5 0,01
    0,10 278,25 0,09
    0,03 116,1 0,04
    0,04 78,75 0,02
    0,25 890,1 0,28
    0,01 16,95 0,01
      3184,85  

Далее проводится ранжирование (сортировка) товаров по убыванию по двум показателям (доля сбыта и доля продаж) и набираются группы А, В, С нарастающим итогом (табл.30).

Таблица 30 – Ранжирование по двум показателям

Товар                    
Доля сбыта 0,35 0,25 0,1 0,08 0,07 0,04 0,04 0,03 0,02 0,01
Совокупный сбыт группы 0,6 0,33 0,06
Доля прибыли 0,39 0,28 0,09 0,07 0,06 0,03 0,02 0,04 0,01 0,01
Совокупная прибыль группы 0,67 0,27 0,06

Далее необходимо построить графическую модель АВС-анализа, объектами (точками) которой являются товарные позиции (рис.46):

по оси X - доля объема продаж (для сбыта),

по оси Y – доля в прибыли.

.

Рис. 46. График АВС-анализа

Наиболее выгодны предприятию позиции, которые находятся над диагональю, требуют повышенного внимания позиции – под диагональю.

АВС-анализ используется на этапе позиционирования товаров, в группировке продуктов по вкладу в объем сбыта или в прибыль предприятия, в функционально-стоимостном анализе (А-главные, В - второстепенные и С - излишние функции некоторого продукта.

Важным инструментом управления ассортиментом является совмещенный ABС-XYZ анализ. Суть метода заключается в распределении товаров по девяти совмещенным группам в зависимости от привлекательности (ABC) и устойчивости тенденции оборачиваемости (XYZ). Например, привлекательность товара определяется на основе денежного вклада в товарные запасы, а устойчивость тенденции – на основе стабильности продаж.

Данные для АВС-анализа и его методика представлен на рис.47.

АВС-анализ предполагает разбиение товаров на три группы только по одному параметру - по вкладу в товарооборот за определенный период времени (обычно год). На группу А приходится 75 % вложенных денежных средств, на группу В - около 20 %, на группу С - всего 5 %.

Для проведения XYZ-анализа необходимы данные о продажах продукции поквартальные (или помесячные). XYZ-анализ позволяет разбить товары еще на три группы в зависимости от стабильности продаж: X - постоянного спроса, Y – периодического спроса, Z – эпизодического спроса. Механизм XYZ-анализа приведен на рис. 48.

Рис.48. Методика XYZ-анализа

Для определения коэффициента вариации спроса необходимо использовать следующую формулу (8):

, (8)

где – текущее значение реализации (продаж);

- среднее значение реализации (продаж);

n – количество периодов.

Товары необходимо упорядочить в порядке возрастания коэффициента вариации и объединить их в группы X (0 Ð Кв Ð 10 %), Y (10 % ≤ Кв Ð 25 %), Z (Кв ≥ 25 %).

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных источников доходности торгового бизнеса и установление на этой основе приоритетов для управления ассортиментом. Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ - это кандидаты на выведение из ассортимента. Матричная проекция совмещенного ABC-XYZ анализа представлена в таблице 31.

Таблица 31 - Матричная проекция совмещенного ABC-XYZ анализа

AX(высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) AY (высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) AZ (высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления)
BX(средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) BY (средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) BZ (средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления)
CX(низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) CY(низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) CZ(низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: