Организационной структуре туристских предприятий

На целом ряде туристских предприятий финансовый менеджмент принимает непосредственное участие и в работе бухгалтерии по составлению внешней отчетности. Вообще, система взаимоотношений финансиста с бухгалтерией крайне неоднозначна. Так, на одних предприятиях туристской индустрии в организационной структуре управления финансовый менеджмент подчинен бухгалтерии, а на других он существует самостоятельно, как отдельная организационная структура, а иногда даже включает в себя бухгалтерию. Руководители туристских предприятий могут принимать ту или иную модель, но в любом случае к слову финансового менеджера стоит внимательно прислушаться при выборе учетной политики туристского предприятия. При этом часто внутренняя организация финансового менеджмента в общей организационной структуре туристского предприятия зависит от двух основополагающих факторов: масштабности предприятия и его функционального назначения (средства размещения, предприятия общественного питания, туристские фирмы и т.д.).

Таким образом, в сфере туризма можно выделить три основных модели организации финансового менеджмента:

§ для крупных и средних гостиничных предприятий, а также для больших туристских фирм. Модель для данных предприятий предполагает наличие в общей организационной структуре отдельного структурного подразделения занимающегося организацией финансового менеджмента (например, финансовый отдел или финансово-маркетинговый отдел гостиницы). При этом во многих гостиницах финансовый отдел включает в себя службу бухгалтерии и представляет собой единую комплексную систему с внутренними связями и процессами;

§ для предприятий ресторанного бизнеса (рестораны высшей и первой категории), мини-отелей, а также средних по масштабности туристских фирм. Модель для данных предприятий, как правило, предполагает наличие в общей организационной структуре отдельной штатной единицы - финансового менеджера, который работает в тесной взаимосвязи со службой бухгалтерии, которая является генератором необходимой информации для комплексного финансово-экономического анализа деятельности предприятия туризма;

§ для предприятий общественного питания не ресторанного сектора (кафе, бистро, бары и т.д.), некоторых мини-отелей (в основном семейного бизнеса), а также для небольших туристских фирм с ограниченным кадровым составом. Модель для данных предприятий, как правило, не предполагает наличие в общей организационной структуре финансового отдела или отдельной штатной единицы - финансового менеджера. Организация финансового менеджмента на таких предприятиях туристской сферы осуществляется бухгалтерией, и права и обязанности финансового менеджера возлагаются на главного бухгалтера, то есть происходит совмещение обязанностей. Данная организация менее приоритетна для ведения туристского бизнеса, поскольку при такой организации невозможно добиться осуществления полноценного ведения финансовой деятельности по двум причинам:

a) должностные обязанности бухгалтера и финансового менеджера различны по своей природе;

b) сильная нагрузка на бухгалтера, а, следовательно, снижение полезной отдачи от его работы.

Вопросы для повторения

1. Что такое финансовый менеджмент, и какие задачи и цели он преследует?

2. В чем заключается роль финансового менеджмента для туристского предприятия?

3. Какими качествами должен обладать финансовый менеджер (финансовый директор) и в чем заключаются его должностные обязанности на туристском предприятии?

4. С кем у туристского предприятия складываются финансовые отношения и в чем они выражены?

5. В чем особенность финансов проявляется в туристском бизнесе, и по какой причине источники средств у предприятий туроператоров и турагентов отличны по своей пропорциональности?

6. Какая модель организации финансового менеджмента применима для мини-отелей и в чем ее особенности и преимущества?

Библиографический список использованной литературы

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 176с.

2. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 175с.

3. Быстров С.А.Финансовый менеджмент в туризме. - СПб.: Издательский дом Герда, 2006. - 240с.

4. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 270 с.

5. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 252с.

6. Организация туризма: Учебн. Пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.: Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. - Мн.: Новое знание, 2003. - 632с.

7. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во “Перспектива”, 2000. - 656с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: