Появление исламской государственности

Традиция единобожия была продолжена арабами в VII веке во главе с пророком Мухаммадом (570 – 632), имя которого означает «дар Божий». Пророк Мухаммад стал основателем новой государственности и нового образа жизни. Он призвал людей к исламу (покорности, миру с Богом), Аллаху (древнесемитское слово ал – «единый всемогущий бог»). Мусульмане (покорные) должны были теперь верить в единого бога, служить ему в ожидании конца света и судного дня.

Основой ислама стал Коран – священная книга и закон мусульман (от арабского чтение вслух). Текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила (библейский архангел Гавриил). Джебраил читал Мухаммаду начертанные на небе письмена – откровения. Мухаммад передавал их через проповеди людям. Проповеди записывались секретарями-писцами, приверженцами Мухаммада. Было записано 114 сур (сура - глава), состоящих из аятов (чудо, знамение, стих).

Коран показывает, что ислам – самая последовательная монотеистическая религия. В Коране Аллах выступает как единственный, безликий, высший, всемогущий, мудрый, всемилостивейший творец всего сущего и верховный судья. Над Аллахом нет ничего. Он есть недетерминированная воля. То, что выглядит как закономерность в природных явлениях, на самом деле лишь привычка в «божественной деятельности», которая в любой момент может быть изменена Аллахом.

Содержание того, что Аллах требует от людей изложено в законе, данном в его откровении. Безграничному всевластью Бога отвечает закон, охватывающий все стороны жизни, в том числе профанной (светской). Разделение на светское и духовное в исламе невозможно, поскольку все есть богово.

Таким образом, ислам – классическая теократия.

Основой исламской государственности стала религиозная община – умма. Ее первым руководителем – халифом (заместитель пророка) стал сам пророк Мухаммад. Сутью этой государственности было равенство перед Аллахом: все были равны перед властью халифа. Этот принцип организации уммы способствовал ее быстрому расширению за счет принимавших ислам – мухаджиров.

После смерти пророка умма выбирала новых халифов. Выбран мог быть только тот, кто отвечал ряду требований, как то:

· родство с пророком

· иджтихад (религиозное рвение)

· муджтахид (ученый – толкователь Корана)

Власть халифа проистекала от Корана, и все должны были ему повиноваться, следовать за ним в качестве мукалидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: