Римская католическая церковь оказала огромное влияние назападную государственность. Методология этого сотериологического (от лат. сотер – «спаситель») влияния на светскую власть была сформулирована еще императором Константином. Такое же влияние подтвердил император Карл Великий, назвавший эту церковь Вселенской и непогрешимой.
Затем после обретения Римской католической церковью полноценной государственностиметодология этого влияния меняется на эвдемоническое (от древнегреческого эвдемония – «счастье»). Церковь активно включается в борьбу за земное благополучие, за абсолютное обладание земными богатствами и наслаждение ими. Церковь становится государством в государствах, подчиняя своей силе королей. Могущество Римской католической церкви позволило папам налагать интердикты (от лат. – «запрещения») на богослужение. В 1155 г. интердикту был подвергнутРим за грехи, в 1180 г. - Шотландия; в 1200 г. – Франция; в 1208 г. – Англия. «Христианизация» (доктрина двух мечей) стала главным признаком всей средневековой западноевропейской государственности. Она оправдывала корысть, насилие, двоедушие и разврат. Именем Бога творилось зло.
|
|
Духовный кризис католицизма породил Реформацию. 31 декабря 1517 года Мартин Лютер, монах и церковный музыкант в германском городе Виттенберг прибил на дверь церкви грамоту с 95 тезисами, обличавшими Папу и католицизм как слуг дьявола. Началась эпоха протестантизма. У нее нашлись миллионы последователей. Таким образом, в XVI веке Реформация подорвала позиции католическойцеркви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545—1563) был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
Тема 9. Арабский халифат и мусульманское право (4 ч)
1. Появление исламской государственности.
2. Особенности общественного и государственного строя Халифата и его феодализация.
3. Шариат – система мусульманского права.