Ведущий напоминает педагогам о значении игровых методов в повышении познавательного интереса детей на уроках и предлагает им представить себя в роли учащихся и выполнить следующие учебные задания на материале разных предметов.
«Качества»
Нужно образовать от прилагательных, обозначающих человеческие качества, существительные и показать с помощью мимики, как эти качества отражаются на внешности людей. Можно разыграть ситуацию, соответствующую различным качествам.
Например: скромный — скромность, трусливый — трусость, вежливый — вежливость.
«Живой текст»
Можно предложить одному из учащихся назначить товарищей на роли живых и неживых предметов из короткого текста, поставить их в соответствующие пространственные соотношения. Тем, кто исполняет роли живых существ, разрешается произносить слова.
Пример текста: «Я наблюдал за ходом весны прямо из окна домика. Хорошо была видна просторная гладь Белого моря. Она уже очистилась ото льда. Огромные стаи гусей и уток летели над водой». В этом случае один из учащихся будет исполнять роль автора, другие будут домиком, окном, морем, утками и гусями. При изображении моря необходимо обратить внимание на то, что оно должно быть гладким, чистым ото льда. Тогда при последующем списывании текста практически будут исключены ошибки в словах «гладь» и «очистилась».
|
|
В другом варианте упражнение сначала списывается учениками, зачем те, которые выполнили его лучше, будут иметь возможность его инсценировать.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
«Ласковое имя»
С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -еньк-, -оньк- надо образовать ласкательную форму своего имени: Наташа — Наташенька, Маша —..., Вера —... Затем можно предложить образовать однокоренные слова от имен товарищей.
«Какое предложение досталось»
Учащиеся читают предложенный текст. Затем нескольким из них раздаются листочки, на которых заранее написано по одному предложению из данного текста. Они просматривают их и рассказывают остальным, какое чувство вызвало у них это предложение. Остальные догадываются, кому какое предложение из повествования досталось.
Примеры текста: Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена занимается зарядкой. Оля тоже стала делать ее по утрам.
«Найди прилагательные в классе»
Детям предлагается списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Затем они по очереди читают полученные словосочетания по слогам. Находят и прикасаются к предметам в классе, к которым подходит имеющееся в словосочетании прилагательное (когда это возможно).
|
|
Примеры словосочетаний: ре-кая книга, удобная ука-ка, зеленая подста-ка, чистая тетра-ка, записная кни-ка, народная ска-ка.
«Путешествие»
Детям предлагают отправиться в мысленное путешествие. При этом нужно внимательно посмотреть по сторонам и назвать по три существительных, обозначающих предметы или явления, которые встретятся в путешествии. Первая остановка — в холодильнике, вторая — на березе, третья — в кармане у Васи. Аналогичные задания можно давать при изучении других частей речи.
«Надпись на футболке»
Берутся три листа бумаги. На одном делается надпись — существительное, на другом — прилагательное, на третьем — глагол. Листы прикрепляются к спинам трех учеников так, чтобы те не видели надписи. Затем дети несколько раз демонстрируют надписи классу.
Ученикам необходимо, обращаясь по очереди к каждому из трех учащихся, жестами показать, что написано у него на спине. После этого каждый пытается отгадать свое слово. Повторяя игру, можно усложнять задание, добавляя, к примеру, род у существительных или время у глаголов.
«Какой сосед — какой я»
Задание проводится в паре. Нужно, глядя на соседа, подобрать и записать как можно больше прилагательных, к нему относящихся, например: честный, добрый, веселый.
При повторении игры можно собирать прилагательные, относящиеся к самому себе.
«Какое настроение у соседа»
Каждый участник должен внимательно посмотреть на соседа, назвать его настроение, четко проговаривая окончание. Затем ответить на вопрос, почему настроение называется по-разному (хорошее, плохое и т.п.), а окончания бывают только двух видов: -ое, -ее.
«Что мы делаем»
Один из учащихся отворачивается от класса, остальные по очереди производят те или иные действия, сопровождающиеся звуками, например, стучат, топают, хлопают, смеются. Ученику нужно назвать услышанное действие; чтобы усложнить задание, можно предложить определить спряжение глагола, обозначающего это действие.
«Словарные слова»
Перед глазами детей находится ряд словарных слов. Один из учащихся выбирает любое слово и показывает предмет, который оно обозначает. Остальные угадывают. После этого слово записывается в словарик.
«Надпись на спине»
Один из учащихся поворачивается спиной к классу. Дети по очереди подходят к нему и «пишут» на его спине букву или слог. Ему необходимо «прочитать» написанное.
«Волшебный мешочек»
Заранее в мешочек складываются знакомые ребенку игрушки, например, кукла, машина, дудка. Учащийся закрывает глаза, доста-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
ет из мешочка какой-либо предмет, ощупывает, узнает его и называет первый звук слова, обозначающего данный предмет.
«Природные зоны»
Выбирается команда из 5—6 человек. Она загадывает какую-либо географическую природную зону, например, тайгу. Остальные участники (или ведущий) называют одно из слов: земля, вода или воздух. Участникам команды нужно в первом случае назвать животное, обитающее в данной природной зоне, во втором — рыбу, в третьем — птицу, например: тайга, вода — называется слово «таймень», тайга, земля — медведь, тайга, воздух — дятел. Упражнение можно выполнять и целым классом. В этом случае выбирается водящий, другие ученики дают ему несколько заданий по изучаемым природным зонам.
«Командный счет»
Выбирается команда из 5—6 учащихся. Им предлагается посчитать от 1 до 10 (или от 10 до 1). Называть число может только один участник, при этом договариваться друг с другом нельзя. Если какое-то число одновременно произносят два или более человек, то группа начинает счет сначала.
|
|
«Сколько рук»
Ученик поворачивается спиной к классу. Несколько человек кладут ему на спину свои ладони. Он должен посчитать, сколько рук к нему прикоснулось. Ребенку, знающему таблицу умножения, можно предложить определить количество учеников, дотронувшихся до него.
«Волшебник превратил»
Учащимся предлагается внимательно прочитать условие задачи (подходит почти любая задача из учебника), затем инсценировать ее. Можно разделить класс на группы, каждой дать свою задачу, предварительно посчитав количество предметов в ней (число участников в группе должно соответствовать количеству предметов в задаче). После этого ученики решают задачу.
Наример: Вася купил в магазине ластик за 5 рублей, линейку — она стоила на 10 рублей дороже ластика и блокнот — на 2 рубля дешевле ластика. Сколько денег потратил Вася?
Для инсценирования выбирают учеников на роли Васи, ластика, линейки, блокнота. Дети из ролей сообщают о своей стоимости. Можно предложить ластику и блокноту поспорить и доказать, кто дороже стоит.
Смысл упражнения заключается в том, чтобы помочь ученикам представить условие задачи. Достаточно часто дети не решают задачу, потому что «не видят» ее условие, не понимают, что происходит в действительности, поэтому не могут перейти к ее решению. Особенно полезно инсценирование условий при решении задач на движение.