1. Режим функционирования | - - | Политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. |
2. Режим развития | - | Власть адекватно реагирует на изменения соотношений сил внутри страны и на международной арене. |
3. Режим упадка | - | Распад политической целостности; |
- | энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией; | |
- | решения утрачивают управленческую способность, сам режим - легитимность. |
Содержание политического процесса определяют:
1. степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и
судебной власти;
2. уровень централизации (децентрализации) власти;
3. взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно
влияющих на процесс принятия политических решений;
4. способы нахождения и реализации политических решений;
5. соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов государственной власти.
Этапы политического процесса:
I этап – артикуляция интересов.
Представление политических интересов групп институтам, принимающим решения.
II этап – агрегация.
Принятие решения и формулирование политической воли.
Ш этап – выбор и корректировка принятого плана действий.
Регулирование информационного режима осуществления власти.
IV этап – реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.
Политическое решение –это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения.
Политическое решение предполагает:
1. координацию – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в
постоянно изменяющихся обстоятельствах;
2. корреляцию – внесение изменений в тактику движения в силу возникновения
новых обстоятельств;
3. программирование – выбор эффективного способа сочетания целей и средств,
рационального варианта деятельности.
Факторы, влияющие на объективность и оптимальность политического решения:
1. динамизм политической системы;
2. опасность неадекватной оценки политической ситуации, ее упрощение или
абсолютизация;
3. закрытый характер принятия политических решений;
4. необходимость постоянной коррекции средств, способов, времени достижения
поставленной цели;
5. непредсказуемость политического поведения людей, пренебрежение к их
действительным интересам, отсутствие гарантий политических свобод;
6. недостаточное качество и объем анализируемой информации.
Методы политического решения:
1. рационально-универсальный метод – рациональное вычленение и выбор путей
ее решения, наиболее соответствующих поставленным задачам: постановка
проблемы - ее решение;
2. метод последовательных ограничений (метод «ветвей») – внесение в обычную управленческую деятельность постоянных поправок на непредвиденные обстоятельства;
3. смешанно-сканирующий метод – широкий рациональный взгляд на
политические проблемы общества и выделение их наиболее типических свойств.
Объекты политического воздействия: внешнеполитические; внутриполитические.
Типология политического процесса:
1. прямая демократия: население непосредственно влияет на власть;
2. представительная демократия: население выдвигает представителей для законотворчества и повседневного управления;
3. плюралистическая демократия: возникновение различных политических ассоциаций, влияющих на политические решения.
Характер преобразования власти |
Революционный | Эволюционный |
Устойчивость взаимосвязи социальной и политической структур |
Стабильный | Нестабильный | |
- устойчивые институционализированные формы поведения граждан; - отработанный механизм принятия решений; - подъем уровня жизни населения; - легитимность режима; - высокая эффективность господствующих в обществе культурных норм. | - кризис политического курса и необходимость его изменения; - осложнение международных отношений; - спад материального производства; - социальные конфликты; - низкая институционализация политических структур. |
Избирательные цензы:
1. ценз оседлости;
2. возрастной ценз;
3. ценз пола;
4. имущественный ценз.
Избирательные системы:
Избирательная система - порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.