Тема 4. Деловое общение в имиджелогии

Основные понятия: персонификация поведения, ролевой статус, моделирование поведения, уровень самосознания, социальное восприятие, социальное ожидание

План занятия:

1. Вхождение в роль.

2. Социумы общения.

Вопросы:

1. В чём заключается персонификация поведения.

2. Дайте понятие моделирования поведения.

3. Перечислите признаки социумов общения.

4. Понятие социоситуативного имиджа.

Проблемные вопросы и ситуации:

1. Обоснуйте необходимость для создания делового имиджа освоение субъектом разнообразных жизненных ролей.

2. В чём, по Вашему мнению, необходимость дополнения избранной модели поведения личностными качествами.

3. Отразите на конкретном примере связь между социумом общения и моделями поведения личности.

4. Что первично: личностный имидж или социальные ожидания? Подкрепите свой ответ примерами.

Краткое содержание лекции.

Вхождение в роль.

Осознание принятия определенной роли помогает персонифицировать поведение, т.е. придать ему конкретно личностный характер. Это внутренне (психологически) дисциплинирует исполнителя данной роли. Ролевой статус обязывает к соблюдению определенного набора норм общения, что подстраховывает его участников от нарушения границ общения (этикет, условия поведения в реальной ситуации).

Для создания делового имиджа необходимо не только умелое использование критериев выбора моделей поведения, но и достаточно разнообразный набор жизненных ролей. Субъект общения статично выполняющий однообразный набор своих социальных ролей не вызовет долгосрочного интереса.

Моделирование поведения – это осмысленность своих действий в процессе общения. Процесс взаимодействия пройдет успешнее, если эти действия будут заранее просчитаны и выверены в соответствии с избранной моделью поведения.

Модель поведения не предполагает бесчувственной стандартизации человеческих действий, лишенных собственного темперамента, привычек, самобытности и т.д.. Искусный выбор модели поведения – воспроизводство таких поведенческих механизмов, которые помогают самореализации личности, её духовному самосовершенствованию.

Социумы общения.

При типологии моделей поведения одним из критериев выступает конкретизация социумов общения.

Социум общения определяет выбор модели поведения по следующим признакам:

1. официальные: служебное, предпринимательское, дипломатическое и др. общение;

2. неофициальные: семейное, товарищеское, бытовое и др. общение;

3. активные (агрессивные);

4. пассивные (оборонительные).

Выбор модели определяется в значительной мере исходя из уровня самосознания личности, который строится на базе микросоциальных сфер общения. Именно здесь формируются потребность в определенном социальном статусе (личное достоинство и др.), что ведет к стремлению обладать привлекательным личным имиджем. Таким образом выстраивается непосредственная связь между социумом и моделями поведения личности.

По утверждению К. Роджерса, человек с рождения испытывает потребность в признании себя как личности, в бережном к себе отношении как к существу, безусловно, ценному, независимо от того, как он себя ведет и что чувствует. Эта глубинная потребность диктует человеку избрание тех моделей поведения, которые соответствуют моральным правилам, не нарушают правопорядок, согласуются с социально-психологическими характеристиками социума.

Выбор модели поведения в соответствии с социоситуативным имиджем совершается в соответствии со следующими факторами:

1. социально-психологическая характеристика конкретного социума (чем основательнее ориентация в названных социально-психологических характеристиках трудового коллектива, тем больше шансов подобрать удачный имидж, избрать оптимальную модель поведения);

2. учет характера доминирующей ситуации (учёт реальной обстановки, складывающейся в обществе, помогает политическому лидеру избрать актуальную платформу, своевременный лозунг, на которые отзовётся большинство в обществе).

Механизм социального восприятия, безусловный фактор утверждения личного имиджа, строится на социальных ожиданиях. Это набор ожидаемых поступков, реакций, поведения субъекта, заложенные в массовом сознании людей или характерные для какого-либо социума. Обозначенные ожидания могут быть отчетливо осознаваемы или ожидаемы подсознательно. Чем актуальнее ожидания для людей, тем они легче поддаются влиянию тех, кто манипулирует этими ожиданиями различным образом: возмущается тем, что они не сбываются, обещает их исполнить, демонстрирует какие-то меры по их достижению. Например, в политической деятельности это та приманка, на которую попадается доверчивый избиратель.

Тематика сообщений и рефератов:

1. Влияние уровня самосознания личности на выбор модели поведения.

2. Механизмы социального восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: