Природа свободного движения в концепции Н. А. Бернштейна

Н. А. Бернштейн (1896–1966) – русский психофизиолог, в работах «О построении движений» (1947), «О ловкости и ее развитии» (1991) выступил автором идеи об организме человека как созданной в процессе эволюции активной целеустремленной системе (в отличие от распространенного мнения об организме как пассивной реактивной системе, реагирующей на внешние стимулы среды и приспосабливающейся к ней), согласно которой действия человека направлены на достижение цели – «модели потребного будущего».

Благодаря «опережающему отражению» организм способен предвосхищать условия, в которых ему придется действовать в будущем. В модели рефлекторного кольца, предложенной Бернштейном, прослеживается активность организма, к построению «образа потребного будущего» (модели, цели, задачи) через процессы сенсорной коррекции в акцепторе действия. В силу принципа обратной афферентации причиной действия выступает не прямое влияние возбудителя на органы его восприятия, а модель возможного будущего.

Таким образом, концепция физиологии активности Бернштейна послужила основой понимания целевой детерминации человеческого поведения и предоставила возможность изучения феномена свободы естественно‑научным методом.

Идеи Н. А. Бернштейна о свободе, необходимости принятия решения, избыточной природе степеней свободы действия, а также принципы активной регуляции, вероятностного прогнозирования и программирования поведения углубляют понимание выбора между операциональными и скрытыми компонентами деятельности – мотивами и целями.

3.6. Понимание феномена свободы на основе рефлексивно‑деятельностного подхода

В начале 90‑х гг. прошлого века на основе субъектно‑деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, концепции системы рефлексии В. Лефевра, философских идей о свободе нами предложен рефлексивно‑деятельностный подход к пониманию феномена свободы, проведен анализ философских и психологических работ отечественных и зарубежных авторов, выделены философские основания понимания сущности свободы, обнаружено то общее во взглядах на природу свободы человека, что сближает ученых разных научных школ и направлений [83–93].

С позиций рефлексивно‑деятельностного подхода свобода обнаруживает себя и достигается человеком в единстве процессов осознания границ своих виртуальных возможностей (выступающих в качестве препятствий самоактуализации личности), переживания и деятельности по изменению границ возможностей. Свобода – состояние человека, возникающее в результате самоопределения – построения такого отношения к границам пространства своих виртуальных возможностей, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Свобода невозможна без ответственности личности, знания и реализации права как своего собственного, не противоречащего общечеловеческим ценностям, соотнесенного с законами, принятыми в обществе.

На основании рефлексивно‑деятельностного подхода выделены философские основания понимания свободы, строится рефлексивно‑деятельностный анализ свободы: как феномена личности, свободы творчества при демократическом и авторитарном типах взаимодействия, свободы выбора, иллюзий свободы, свободы в обучении. Эмпирическим путем обнаружены индивидуальные особенности личности и качества ума, способствующие освобождению от фрустрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: