ТЕМА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
1.ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
2.СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.
3.СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
4.ВЕДУЩИЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.
ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЕЕ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ,
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
1.1 Сущность понятия «педагогика»
Педагогика - наука о воспитании, обучении, образовании человека |
В данном определении встречаются основные категории (понятия) педагогики: воспитание, обучение, образование. Эти категории связаны с процессом передачи младшим поколениям человеческой культуры, с их становлением и развитием (См. 4 вопрос).
Педагогикаизучает целенаправленный процесс передачи человеческой культуры от старшего поколения младшему поколению.
Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало культурой предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой. Именно педагогика изучает механизмы передачи человеческой культуры младшим поколениям. Отбирает значимые компоненты культуры, которые усваиваются человеком в процессе его воспитания, обучения, образования, обеспечивающих его развитие.
Рассмотрим понятие «культура».
Культура– это коллективная картина мира, которая помимо всего прочего обеспечивает передачу информации от поколения к поколению. Это залог выживания человеческого сообщества, так как в противном случае каждому поколению пришлось бы решать те же самые задачи (А. П. Лиферов). Культура- это социальный опыт деятельности, выработанный человечеством, который может быть усвоен личностью и стать ее достоянием (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). |
Рис. 1 Структура культуры
· Компетенции
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделили четырехкомпонентную структуру культуры.
1) знания о обществе, мышлении, природе, технике, о способах деятельности;
2) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей его;
3) опыт творческой деятельности;
4) эмоционально-ценностные отношения.
В последнее время в структуре культуры выделяют компетенции.
Знание— это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. Знания обеспечивают формирование научной картины мира, при этом служат инструментом осуществления всякой деятельности. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощается в умениях и навыках личности. Умение—это владение способами применения знаний на практике. Например, по географии — работа с картой, масштабные измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов; по биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике — работы с логарифмической линейкой, вычислительными машинами, различного типа моделями и др. Навык — это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства. (Например, навык чтения и письма). Опыт творческой деятельности выражается в готовности творчески преобразовывать действительность, к поиску решений новых проблем. Предполагает наличие творческих умений: самостоятельный перенос знаний, умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных. Обеспечивает развитие у молодого поколения способностей к дальнейшему развитию культуры. Развивает самостоятельность и инициативность, креативность. Эмоционально – ценностного отношенияопределяет нормы отношения человека к миру, к самому себе и подобным себе, ценностные установки, духовные ценности и идеалы, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав мировоззренческих идей и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Компетенция– способность применять знания, умения, навыки, личные качества для успешной деятельности в определенной области. |