Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязи

Методические указания по самостоятельной работе студентов: При изучении данной темы необходимо освоить виды и формы взаимосвязей между общественными, правовыми и социально-экономическими явлениями, методы их изучения.

Необходимо получить представление о регрессионно-корреляционном анализе.

Требуется умение определить и оценить уровни корреляции различных показателей.

С целью выработки необходимых умении и навыков производится решение приведенных задач.

Реферативные доклады:

  1. Основные задачи и условия применения непараметрических методов оценки связи социально-экономических явлений

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды и формы взаимосвязей между общественными, правовыми и социально-экономическими явлениями, методы их изучения.
  2. Индексный анализ зависимостей. Взаимосвязи индексов.
  3. Корреляционная зависимость как частный случай статистической зависимости. Пути возникновения и методы обнаружения корреляции.
  4. Регрессионно-корреляционный анализ. Определение параметров уравнения регрессии при линейной и нелинейной зависимости.
  5. Оценка многофакторных моделей.

Задачи:

  1. По данным МВД в январе 2003 года выявлено лиц, совершивших преступления, в тыс. чел.
Пол Возраст Итого
До 30 лет 30 лет и старше
А      
Мужчины 71,7 34,8 106,5
Женщины 7,3 12,2 20,5
Итого 79,0 48,0 127,0

Для оценки связи между полом и возрастом определите коэффициент ассоциации и сделайте вывод.

  1. Проанализируйте с помощью метода наименьших квадратов зависимость между влиянием семейного положения на уровень преступности среди жителей Удмуртской Республики в 1998 году по следующим данным:
Районы Коэффициент разводов, % Коэффициент преступности, на 10000 чел.
Алнашский 0,9 100,5
Балезинский 1,5 121,4
Вавожский 1,1 136,3
Воткинский 1,6 210,2
Глазовский 1,6 196,2
Граховский 1,5 143,7
Дебесский 0,8 125,5
Завьяловский 2,0 260,4
Игринский 1,3 136,1

Постройте график по данным значениям. Оцените с помощью показателя тесноты связи, можно ли использовать данную модель. Сделайте выводы.

  1. Проанализируйте с помощью метода наименьших квадратов зависимость между обеспеченностью жильем (факторный признак) и количеством преступлений, совершенных на бытовой почве (результативный признак) в некоторых районах Удмуртской республики в 1998 году.
Районы Количество преступлений, совершенных на бытовой почве Размер жилой площади
Алнашский   16,1
Балезинский   17,2
Вавожский   16,8
Воткинский   14,3
Глазовский   16,2
Граховский   18,5
Дебесский   16,6

Постройте график по данным значениям. Оцените с помощью показателя тесноты связи, можно ли использовать данную модель. Сделайте выводы.

  1. Проанализируйте с помощью метода наименьших квадратов зависимость между показателями: количество лиц, привлеченных к ответственности за хулиганство и уровень безработицы в некоторых районах республики в 1998 году. Какой из показателей будет принят за факторный, а какой – за результативный?
Районы Количество, привлеченных за хулиганство Уровень безработицы, %
Киясовский   4,8
Красногорский   4,1
Малопургинский   9,6
Можгинский   11,1
Сарапульский   8,7
Селтинский   10,8

Постройте график по данным значениям. Оцените с помощью показателя тесноты связи, можно ли использовать данную модель. Сделайте выводы.

  1. На основании решения задач №№ 2-4 выберите наиболее достоверную модель, отражающую зависимость между социальными и правовыми показателями.

Составьте прогноз на 3 года вперед.

6. Динамика прибытия лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в город N за 2000—2007 гг. характеризуется следующими данными:

Года Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, чел.
   
   
   
   
   
   
   
   

Определите, пользуясь методом наименьших квадратов, количество лиц, которые могут прибыть в город N в 2008 и 2009 гг.

Рекомендуемая литература:

1. Акулич, М. В. Статистика в таблицах, формулах и схемах: [учеб. пособие] / М. В. Акулич. - СПб.: Питер, 2009.

2. Лунеев, В.В. Юридическая статистика: Учеб. / Ин-т гос.и права РАН. - М.: Юристъ, 1999. - 399с.

3. Мухин, А. А. Правовая статистика: учеб. пособие для вузов по спец. 030501 "Юриспруденция" рек. УМО / А. А. Мухин, И. А. Мухина; ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т права, соц. управления и безопасности, ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2009.

4. Мухин, А. А. Правовая статистика: учеб.-практ. пособие. Ч. 1 / А. А. Мухин; Нижегород. акад. МВД, Ижевск. филиал. - Ижевск, 2006.

5. Мухин, А. А. Статистика: учеб. пособие / А. А. Мухин, И. А. Мухина; ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", ФГОУВПО Ижевская ГСХА. - Ижевск: Jus est, 2011.

6. Октябрьский, П.Я. Статистика: учеб. для вузов рек. МО РФ / П.Я. Октябрьский. - М.: Проспект, 2006.

7. Правовая статистика / [Брайнин М. С., Злобин Г. А., Кондрашков Н. Н. и др.; Отв. ред. Осетров Н. А.]. - М.: Юрид. лит., 1980. - 159 с.

8. Савюк, Л.К. Правовая статистика: Учеб.для вузов рек.МО РФ / Л.К. Савюк. - М.: Юристъ, 2002. - 587с.

9. Статистика (Ряды распределения. Средние величины) / ГОУВПО "УдГУ", Ин-т экономики и упр.; сост. Л. В. Шамшурина. - Ижевск: Изд-во ИЭиУ УдГУ, 2007.

10. Статистика [Электронный ресурс] [Электронный ресурс]: электрон. учеб. / М.Г. Назаров, В. С. Варагин, Т. Б. Великанова; под ред. М. Г. Назарова. - М.: КноРус, 2008.

4.2. Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа

График самостоятельной работы по курсу определяет время выполнения внеаудиторных заданий и сдачи контрольных заданий, проведения семинарских занятий и т.д. График приведен для студентов обучающихся на дневной форме обучения.

Семе стр Недели
                                   
I               рк                 рк  

Обозначения: Рк – рубежный контроль.

Методические указания по использованию тестов для самоконтроля:

Тест (англ. test - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умении и навыках испытуемого.

Приведенные тесты предназначены для организации самоконтроля знаний со стороны студента. Тестирование имеет своей целью установление уровня подготовки, который достигнут студентом в результате его работы над лекционным материалом, с литературными источниками, в ходе выполнения заданий практических занятий.

Тестирование ни в коей мере не измеряет уровень интеллекта, но наглядно демонстрирует, во-первых, уровень усвоения, во вторых – уровень свободы применения знаний.

Деятельность по выполнению тестов и проверки результатов из выполнения должна осуществляться следующим образом.

– прочитайте тестовое задание, уясните его содержание;

– попытайтесь тест выразить в виде задачи, т.е. определить: что дано (сущее)? что требуется получить (потребное будущее)?

– выполнить решение, сформулируйте результат посредством выбора одного или нескольких правильных на ваш взгляд ответов;

– сверьтесь результаты тестирования с записями конспектов лекция, материалом учебников и учебных пособий. Ваш результат совпадает с данным ответом – все в порядке. Если допущена ошибка, то следует провести рефлексивный анализ, выяснив ее причину. Как правило, ошибка возникает в результате недостаточного владения закономерностями, т.е. теорией вопроса, но может вызываться также недостаточной степенью владения схемами мышления, терминологией, достаточным уровнем техник решения тестовых задач.

Тестирование, содержащее вопросы аналогичные приведенным, могут проводиться преподавателем с целью установления предварительных результатов освоения курса за 2-3 недели до проведения итого зачета.

ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольную работу каждый студент выполняет самостоятельно в соответствии с предложенным ему вариантом. Выполняемый студентом вариант работы определяет преподаватель ведущий практические занятия по курсу. Работа, выполненная с нарушением указанного преподавателем варианта, к рецензированию не принимается.

Работа должна быть выполнена аккуратно и грамотно рукописным текстом в тетради 12 или 18 листов. Перед каждым заданием приводится текст задания. Ответ следует за его формулировкой. В случае затруднения в выполнении контрольной работы студено может получить консультации у преподавателя в специально отведенное время.

Полностью подготовленная и надлежаще оформленная контрольная работа передается на кафедру для проверки. Контрольная работа засчитывается с замечаниями или без таковых либо возвращается на доработку с указанием оснований невозможности ее зачесть как удовлетворительную. Замечания к контрольной работе и основания для отказа зачета ее могут носить как содержательный, так и формальный характер.

Доработка контрольной работы проводится в той же тетради в которой осуществлялось выполнение первоначальной работы с сохранением замечаний преподавателя. Доработанная контрольная работа выполненная в новой тетради проверяется как сданная впервые.

Контрольная работа проверяется преподавателем в течение десяти дней. В случае отсутствия у студента положительной рецензии по выполненной контрольной работе ко дню зачетного занятия он не допускается к зачету.

СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Перед выполнением контрольной работы следует внимательно изучить задание. Правильное решение задач может быть достигнуто на основе усвоенных закономерностей, использования знаний теоретического материала, изучавшегося на лекционных занятиях, навыка выполнения практических заданий, полученного на практических занятиях, а также использования учебников и другой рекомендованной преподавателем литературы.

Ответы на задания контрольной работы должны быть достаточно подробно обоснованы и логически выдержаны. При построении анализа необходимо акцентировать внимание на следующих элементах: данное, требуемое и средства достижения. Все указание элементы, а также особенности использования их в каждом конкретном случае должны быть максимально полно пояснены.

ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Основная цель – закрепить знания, полученные при изучении дисциплины на аудиторных занятиях. Задания для контрольной работы разрабатывались с учетом достаточного уровня теоретической подготовки студента. Студенты, по каким либо причинам не посещавшие аудиторные занятия, должны восполнить данный пробел самостоятельно, руководствуясь списком рекомендованной литературы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: