Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств. На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный. Выбор метода – поиск оптимального пути воспитания. Оптимальный – это значит наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной цели
Выбор метода воспитания зависит от: a) От цели и задачи воспитания, b) От содержания воспитания c) От возрастных особенностей школьников d) От уровня сформированности коллектива e) От индивидуальных, личностных особенностей школьников
Выделяют 3 группы методов воспитания:
a) Методы формирования сознания личности - убеждение- рассказ – объяснение – разъяснение – лекция - этическая беседа – внушение – инструктаж – диспут - доклад
- пример
b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения – упражнения – приучение - педагогическое требование - общественное мнение – поручение - воспитательные ситуации
|
|
c) Методы стимулирования поведения деятельности – соревнования - поощрение- наказание
Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание
Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.
Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.
Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.
Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.