Школа «социальных систем» и общая теория систем

Эта школа социального управления использует выводы школы "человеческих отношений", рассматривая человека в организации как социально ориентированное и направляемое существо, имеющее различные потребности, влияющие на среду в организации [98]. В то же время среда влияет на формирование потребностей. Наиболее видными представителями школы "социальных систем" являются Ч.Барнард, Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони.

Отправным пунктом рассмотрения человека в организации является признание того, что потребности человека и организации не совпадают. Потребности каждого человека в организации рассматриваются школой "социальных систем" в виде иерархии потребностей: удовлетворив потребности одного уровня, индивид переходит к следующему. Однако в связи с тем, что природа организации ставит определенные преграды на пути человека, неизбежен конфликт между ним и организацией. Основную задачу школа "социальных систем" видит в снижении силы конфликтов.

Рассматриваемая школа управления акцентирует внимание на исследовании наиболее общих форм организации, анализируя части системы, их взаимодействия, процессы, связывающие части системы с целями организации. Главными частями системы, по мнению представителей этой школы, являются индивидуум, формальные и неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны определенными организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникации, процессы принятия решений. Предприятие при этом рассматривается как сложная социотехническая система [98].

Основоположник общей теории систем Фон Берталанфи показал, что весь мир представляет собой сложную многоуровневую систему, состоящую из массы взаимодействующих систем различного ранга и определил понятие абстрактной системы как комплекс взаимодействующих компонентов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и внешней средой.

Основные свойства, которыми должна обладать группа объектов, чтобы ее можно было считать системой:

1. Целостность и членимость, т.е. система - это целостная совокупность (единство) элементов, выполняющих определенную роль в системе и взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют лишь в системе, вне ее это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы в этом качестве могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми (при образовании системы).

2. Связи: между элементами системы имеются существенные связи, позволяющие им реализовать свои возможности, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы, целостность системы обеспечивается связями между элементами внутри нее, которыми должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. В противном случае система не сможет существовать.

3. Организация: Для появления целостной системы необходимо сформировать определенным образом упорядоченные связи между элементами, т.е. создать определенную структуру организации системы (архитектуру).

4. Интегративные качества - это качества, присущие системе как совокупности элементов в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности: совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных элементов порождает качественно новые интегративные функциональные свойства целого (системы), не сводящиеся к сумме свойств его элементов и не вытекающие из них.

Социальные системы представляют собой большие и сложные и многоуровневые (иерархические) системы, каждая из которых является подсистемой системы более высокого ранга (внешней среды).

Внешней средой по отношению к системе являются другие системы и внешние факторы, оказывающие воздействия на систему.

Система, используя свои внутренние возможности, адаптируется к внешним воздействиям, поддерживая устойчивое равновесие и баланс по входам и выходам с внешней средой.

Структура системы - это совокупность ее элементов и связей между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: