Иллюстративный пример анализа коммуникационной сети организации

Анализ коммуникационных сетей связан с рядом трудностей. Одна из них состоит в том, что процесс обмена сообщениями между элементами системы бывает столь динамичен, что невозможно точно графически изобразить сети коммуникации. Представьте себе попытку отобразить с помощью стрелок и чисел все человеческие взаимодействия, происходящие даже в небольшой организации за день. Это крайне затруднительно. В системе, насчитывающей 100 человек, каждый из 100 может контактировать с 99 остальными, так что возможно 9900 коммуникационных отношений. В системе из двухсот человек возможно 39800 коммуникационных диад, а в системе с пятью тысячами индивидов - почти 25 миллионов. Социометрические данные на деле отражают лишь наиболее явное коммуникационное поведение, основные линии коммуникации, используемые наиболее часто и интенсивно. О слабых связях, имеющих место в организации, о мало используемых потоках сообщений респонденты редко сообщают в организационных исследованиях, и, следовательно, эти связи и потоки редко анализируются при изучении сетей.

Общий подход к анализу сетей содержит следующие этапы:

1. О каждом члене организации собирают социометрические данные о межличностных потоках сообщений, связанных с производственной деятельностью. Эти данные могут быть получены с помощью анализа анкет, интервьюирования, наблюдения.

2. Выявляют группы, в которых индивиды общаются преимущественно друг с другом. Для этого вычерчивают схемы коммуникации, строят социограммы и выделяют индивидов, взаимодействующих друг с другом наиболее часто.

3. Выявленные группы сравнивают со схемой организационной структуры для определения степени их соответствия. Предполагается, что схема формальной структуры отражает ожидаемые схемы коммуникации, тогда как социометрические данные характеризуют истинное положение вещей.

4. Оценивают адекватность формальной организационной структуры системе коммуникаций для выработки рекомендаций об изменениях в схеме (то есть о реорганизациях). Например, анализ сетей может показать, что организация содержит "изолянтов", которые ни с кем не контактируют в своей организации. Может оказаться, что в отдельных подразделениях отсутствуют "связные" и "мостики" и что такие коммуникационные роли, быть может, целесообразно ввести.

Основные положения:

1. По сравнению с формальной системой коммуникации в организации неформальные сети коммуникации менее упорядочены, а следовательно, и менее предсказуемы.

2. Информационная ценность парных коммуникационных отношений находится в обратно пропорциональной зависимости от близости социального статуса и силы взаимодействия источников и получателей сообщений.

3. Теория открытых систем привела к перемещению внимания исследователей организационной коммуникации с индивида как единицы анализа на парные или иные типы отношений, в которых коммуникационные связи являются основным объектом изучения, и на системные явления, часто включающие анализ сетей.

4. Централизация сетей коммуникации в малых группах (как, например, в сетях типа "штурвал" в отличие от "круга") приводит к повышению результативности групповой деятельности, но одновременно увеличивает число ошибок в процессе коммуникации и снижает удовлетворенность участников выполнением задания.

5. Лабораторные эксперименты по сетям коммуникации в малых группах дали некоторую информацию о влиянии структуры на потоки в коммуникационных сетях, однако точный характер связи между изучавшимися переменными остался в основном неясным.

6. Большинство членов неформальных групп в коммуникационной сети организации расположены в формальной иерархии сравнительно близко друг к другу, что указывает на частичное совпадение формальной и неформальной систем коммуникации в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: