Простой» герой и «простое» сознание в лирике и прозе М. Ю. Лермонтова

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 113–177.

Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969.

Коровин В. И. Творческий путь Лермонтова. М., 1973.

Роднянская И. Б. Лирический герой // Лермонтовская энциклопедия. Любое изд.

Мануйлов В. А., Миллер О. В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. СП6., 1996.

Изменения, произошедшие в лирике Лермонтова начиная со второй половины 1830-х годов. Появление «простого» героя («Бородино», «Сосед», «Соседка», <Валерик>, «Завещание» и др. стихотворения). Выход лирического героя Лермонтова за пределы индивидуального сознания, преодоление субъективности романтического миропонимания. Многоплановость сопоставления гармонического и дисгармонического мироотношений в стихотворениях «Ветка Палестины», «На севере диком стоит одиноко...», «Утес», «Листок». Образ Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени».

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте романтической прозы 1830-х гг. Проблемы жанрового синтеза.

Мануйлов В. А., Миллер О. В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. СП6., 1996.

Маркович В. М. О лирико-символическом подтексте в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века (30–50-е годы). Л., 1982. С. 33–63.

Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Виноградов И. По живому следу: Духовные искания русской классики. М., 1987.

Особенности повествовательной организации «Героя нашего времени». Приметы малых и средних эпических жанров в художественном целом романа; жанровый синтез и освещение фигуры главного героя. Лирическое начало в романе. Анализ сквозных мотивов (веселия, грехопадения, демонизма и др.) в связи с философской проблематикой романа.

Символический подтекст в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

Манн Ю. М. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 198–213.

Лермонтовская энциклопедия. Любое изд. (Статьи «Мцыри», «Мотивы»).

Трансформация ситуации отчуждения и романтического конфликта в поэме. Особенности решения Лермонтовым темы «естественного человека». Проблема идеала (сопоставление исследовательских трактовок). Символические лейтмотивы в поэме. Смысл финала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: