, Английского ученого и политического деятеля Джона Локка (1632—1704) прежде всего интересовала проблема человеческого познания: каковы его границы, что оно может постичь, каким образум мы получаем знания о внешнем мире. Главный философский труд мыслителя — «Опыт о человеческом разуме» (1690).
Человеческая душа как «1аЬи1а гджо». Рационалисты считали, что ясные и отчетливые идеи или «врожденные идеи» являются основой для надежного познания. Локк отрицал существование подобных идей, полагая, что душа человека, при рождении подобна чистому листу бумаги, который наполняется содержанием благодаря человеческому опыту, основанному на чувственном познании. Этот локков-ский принцип именуется {аЬи1а гака (лат.) — «чистая доска». Локк писал: «Откуда получает он (ум) весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта».
«Простые» идеи как порождения внешнего и внутреннего опыта. Согласно Локку основой и источником всякого познания является ощущение. Философы, которые придерживаются подобного взгляда, называются «сенсуалисты» (от лат. непкиз — «чувство»). При чувственном восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души — идеи внутреннего опыта, или «рефлексии». И внешний, и внутренний опыт порождает только «простые» идеи. Рассудок, обработав их, образует общие или сложные идеи, которые не могут появиться самостоятельно на основе рефлексии или ощущений (например, идеи пространства и времени). К разряду сложных идей Локк относил и понятие субстанции.
|
|
Локк создал учение о первичных и вторичных качествах. И те и другие относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Первичные качества выражают реальные характеристики тел: массу, движение, плотность, пространственную форму и т.п. Вторичные зависят от специфического строения наших органов чувств, поэтому не характеризуют вещи такими, как они есть в действительности. Вторичные качества существуют лишь в нашем сознании: это цвет, запах, вкус, звук, тепло, холод, боль и т.п.
Локк различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание возникает в процессе размышления и в отличие от правдоподобного знания не может быть получено на основе внеш-
Раздел V Философия Нового времени
него опыта. Истина всегда имеет мыслительную форму. Правдоподобным же Локк называет знание, которое, будучи полученным эмпирическим путем, еще не прошло сквозь «сито» размышлений, поэтому носит лишь вероятностный характер.
Политические идеи Локка. Локк развивал идею о равенстве возможностей разных личностей, что нашло отражение в конституции, написанной им для Северной Каролины. Он считал, что личность от рождения обладает тремя важнейшими правами: на жизнь, на свободу и на собственность, которые могут быть обеспечены только посредством терпимости людей друг к другу. По Локку, основой права должно быть уважение и самостоятельность любого гражданина, а также признание каждым высокой важности конституции.