Тема: «Слова-действия»
Цели:
1. Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово - действие).
2. Учить задавать вопросы к словам-действиям.
3. Учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом.
4. Формировать элементы диалогической речи.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-действий, мяч, юла и другие шрушки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Подумай и ответь
- Что нас окружает?
- Что мы говорим, когда называем предмет?
- На какие две группы делятся все предметы? (Живые - неживые.)
- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
- Произнесите 2 слова, которые обозначают живое (неживое).
3.Упражнение «Что делает?».
Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия.
Логопед катит мяч и спрашивает: «Что делает?» (Катится.) Крутит юлу и спрашивает: «Что делает?» (Крутится.) И т.д. Дети должны назвать только действие.
|
|
Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить действие, а остальным детям - назвать это действие.
- Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда мы называем действие, мы произносим слово.
Сообщить детям, что слова-действия обозначаются стрелочкой
4.Упражнение «Считай слова»
Раздать детям карточки со стрелочкой. Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек со стрелочкой.
5.Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно»
Выставить на наборное полотно 1 (2, 3,4) карточку - символ слова-действия и попросить детей назвать столько же слов-действий.
6.Физкультминутка.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Выбранный водящий должен назвать действие, которое совершают остальные играющие.
7.Упражнение «Что делает?».
Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить.
-Слушайте, как я буду спрашивать про действия различных предметов, и отвечайте одним словом: «Самолет. Что делает? Лягушка. Что делает?» И т.д.
Затем логопед задает вопрос: «Как я спрашивала про действия предметов?» и уточняет:
- Про действия предметов мы спрашиваем: «Что делает? Что делает?»
8. Игра «Вопрос - ответ».
Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением действия какого-либо предмета. Каждый играющий должен спросить про действие предмета, который изображен на картинке товарища.
9. Упражнение «Подбери словечко».
Попросить детей подобрать слова-действия к картинкам, на кото рых изображены различные человеческие эмоции.
|
|
Что делает человек, если он испытывает: | Что делают люди, если они испытывают: |
грусть-... (грустит) радость,—... тоску-... обиду -... злость—... | Грусть-.., (грустят) радость-... тоску -... обиду-... злость —... |
10. Итог занятия.
На дом: задание б.