Тема: «Слова-признаки»
Цели:
1. Расширять и обогащать словарь по теме относительными и качественными прилагательными.
2. Учить точно отвечать на поставленный вопрос.
3. Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак).
4. Учить задавать вопросы к словам-признакам.
5. Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы.
6. Развивать внимание, память, мышление.
7. Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам.
Оборудование: предметные картинки, игрушки (в том числе мячи, кубики), карточки-символы слов-признаков, карточки с маркерами - глаз, ухо, рука, нос, язык; картинно-графический план описательного рассказа - на карточках (см. задание на дом 7), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Кто это? Что это?».
Задать детям вопросы:
- Что нас окружает?
- Какими бывают предметы?
- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?
3.Упражнение «Признаки предмета».
- Предметы мы можем увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
|
|
Выставить на наборное полотно соответствующие маркеры: глаз, ухо, рука, нос, язык.
- Когда мы видим предмет (выставить на наборное полотно маркер «глаз»), то можем сказать, какой он по размеру, форме, цвету, из какого материала он сделан. (Около маркера «глаз» поставить перечисленные символы из плана описательного рассказа.)
Показать детям мяч.
- Когда мы смотрим на мяч, мы видим, что по размеру он... (большой). Большой - это признак мяча. По форме он круглый. Круглый - это признак мяча. По цвету он... (желтый). Желтый - это еще один признак мяча. Он сделан из резины, и, значит, он... (резиновый). Резиновый - это тоже признак мяча.
- Мяч можно потрогать (выставить маркер «рука»). Дать детям потрогать мяч и, передавая его друг другу, ответить, какой он на ощупь.
- Гладкий. Мягкий. Упругий. Это еще 3 признака мяча.
- Запомните! Когда мы называем признак предмета, мы произносим слово.
- Слово-признак мы будем обозначать треугольником . (Показать карточку-символ.)
- Какие слова-признаки мы произносили про мяч?
- По мере называния слов-признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы.
- Сколько слов-признаков мяча мы сказали? (7 слов-признаков.)
Показать детям деревянный кубик и предложить назвал его признаки. По мере называния признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы с изображением треугольника.
- Сколько слов-признаков вы сказали?
4.Физкультминутка.
Попрыгаем, как мячики.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики!
5.Упражнение «Какой, какая, какое, какие?».
Перед ребенком 2-3 мяча, разных по величине, цвету и материалу. Попросить ребенка: «Дай мне мяч». Отказываться от предложенного мяча, подводя дошкольника к тому, чтобы он спросил: «Какой?».
|
|
Назвать признак, по которому ребенок выберет мяч.
Так же попросить одну из 2-3 кукол (пирамидок, ведер, кубиков).
- Вывод: про признаки предмета мы можем спросить: «Какой? Какая? Какое? Какие?»
6.Упражнение «Угадай по описанию».
Предложить детям угадать игрушку (зайчик) по ее признакам:
- Большой, белый, плюшевый, мягкий, пушистый. Назову игрушку.
Попросить 2-3 детей составить аналогичные загадки о ведре, кубике, пирамидке, используя карточки-символы описательного рассказа.
7.Итог занятия.
- С какими словами мы познакомились?
- Как мы спрашиваем про признаки предмета?
На дом: задание 7.