Занятие 7 «Признаки предмета»

Тема: «Слова-признаки»

Цели:

1. Расширять и обогащать словарь по теме относительными и качественными прилагательными.

2. Учить точно отвечать на поставленный вопрос.

3. Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак).

4. Учить задавать вопросы к словам-признакам.

5. Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы.

6. Развивать внимание, память, мышление.

7. Воспитывать навыки организованного поведения, бережного отношения к окружающим предметам.

Оборудование: предметные картинки, игрушки (в том числе мячи, кубики), карточки-символы слов-признаков, карточки с маркерами - глаз, ухо, рука, нос, язык; картинно-графический план описательного рассказа - на карточках (см. задание на дом 7), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Упражнение «Кто это? Что это?».

Задать детям вопросы:

- Что нас окружает?

- Какими бывают предметы?

- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?

3.Упражнение «Признаки предмета».

- Предметы мы можем увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Выставить на наборное полотно соответствующие маркеры: глаз, ухо, рука, нос, язык.

- Когда мы видим предмет (выставить на наборное полотно мар­кер «глаз»), то можем сказать, какой он по размеру, форме, цвету, из какого материала он сделан. (Около маркера «глаз» поставить перечисленные символы из плана описательного рассказа.)

Показать детям мяч.

- Когда мы смотрим на мяч, мы видим, что по размеру он... (большой). Большой - это признак мяча. По форме он круглый. Круглый - это признак мяча. По цвету он... (желтый). Желтый - это еще один признак мяча. Он сделан из резины, и, значит, он... (рези­новый). Резиновый - это тоже признак мяча.

- Мяч можно потрогать (выставить маркер «рука»). Дать детям потрогать мяч и, передавая его друг другу, ответить, какой он на ощупь.

- Гладкий. Мягкий. Упругий. Это еще 3 признака мяча.

- Запомните! Когда мы называем признак предмета, мы произ­носим слово.

- Слово-признак мы будем обозначать треугольником . (Показать карточку-символ.)

- Какие слова-признаки мы произносили про мяч?

- По мере называния слов-признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы.

- Сколько слов-признаков мяча мы сказали? (7 слов-призна­ков.)

Показать детям деревянный кубик и предложить назвал его признаки. По мере называния признаков выставлять на наборное полотно карточки-символы с изображением треугольника.

- Сколько слов-признаков вы сказали?

4.Физкультминутка.

Попрыгаем, как мячики.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики!

5.Упражнение «Какой, какая, какое, какие?».

Перед ребенком 2-3 мяча, разных по величине, цвету и мате­риалу. Попросить ребенка: «Дай мне мяч». Отказываться от пред­ложенного мяча, подводя дошкольника к тому, чтобы он спросил: «Какой?».

Назвать признак, по которому ребенок выберет мяч.

Так же попросить одну из 2-3 кукол (пирамидок, ведер, куби­ков).

- Вывод: про признаки предмета мы можем спросить: «Какой? Какая? Какое? Какие?»

6.Упражнение «Угадай по описанию».

Предложить детям угадать игрушку (зайчик) по ее признакам:

- Большой, белый, плюшевый, мягкий, пушистый. Назову игрушку.

Попросить 2-3 детей составить аналогичные загадки о ведре, кубике, пирамидке, используя карточки-символы описательного рассказа.

7.Итог занятия.

- С какими словами мы познакомились?

- Как мы спрашиваем про признаки предмета?

На дом: задание 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: