Тема: «Дифференциация „С"-„3"»
Цели:
1. Учить дифференцировать звуки «С»—«3» в устной и письменной речи.
2. Обучать звуко-слоговому анализу.
3. Обучать чтению и письму.
4. Развивать внимание, память, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркеры согласных, твердых звуков - глухого и звонкого, изображения девочки и мальчика, кассы букв, схемы звуко-слогового анализа, разноцветные ручки, тетради в широкую линейку, мяч, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Упражнение «Звуки „С''—„3"».
- К нам в гости пришли Соня и Захар. (Выставить на наборное полотно изображения девочки и мальчика.)
- С какого звука начинается имя девочки (мальчика)? (Выставить маркеры звуков.)
- Какой звук «С» («3»)?
- Как обозначают звук «С» («3»)?
- Чем они похожи? (Согласные, твердые.)
- Чем отличаются? («3» — звонкий, «С» - глухой.)
Попросить детей произнести звуки перед зеркалами.
3.Упражнение «„С" или „3"?».
Когда логопед произносит «С» в ряду согласных звуков (слогов, слов), дети прикладывают палец к губам, когда «3», хлопают в ладоши.
4.Упражнение «Повтори, ме ошибись».
Попросить детей послушать, а затем повторить ряды слогов: са-за-со-зо; аса-аза-осо-озо и т.д.
5.Упражнение «Собери команду».
Раздать детям предметные картинки, уточняя, что на них изображено: соя, зайка, сахар, зубы, суп, сурок, козы, ваза, гнездо, самолет, санки и т.д. Кто быстрее соберет команду Сони и Захара? Проверить, правильно ли собрались команды.
6.Физкультминутка.
Игра «Наоборот».
Логопед произносит «СА» (ЗЫ) и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит «ЗА» (СЫ) и возвращает мяч логопеду. И т.д.
7.Упражнение «Составь предложение».
Рассмотреть пары картинок, уточнить, чем отличаются слова в каждой паре: Захар - сахар, Зоя - соя, Лиза - лиса, козы - косы, зайка - сайка, сурок - зубок, суп - зуб.
Попросить детей придумать предложение с каждой парой слов.
8.Упражнение «Составь схему».
Предложить детям выложить схемы слов «косы», «козы». Проанализировать эти схемы.
9.Работа с кассой букв.
Попросить детей по итогам анализа выложить в кассах слова «косы», «козы» и прочитать их.
10.Работа в тетради.
Записать в тетрадях в широкую линейку слова «косы», «козы». Прочитать, проанализировать и списать с доски предложения: «У Сони козы. У Зои косы».
11.Итог занятия.
На дом: задание 46.