Историки по-разному определяли сущность событий октября 1917 г. в России. Одни называли их большевистским переворотом, другие - социалистической революцией. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.
Обобщая материал по истории Гражданской войны (1918-1922 гг.), обратите внимание на четыре основных направления военных действий: Деникин А.И. – Дон, Кубань – с 1918 г., Колчак А.В. – Урал, Сибирь – с 1918 г., Юденич Н.Н. – Северо-Запад – с 1919 г., Врангель П.Н. – Юг России, Украина, Кавказ, Крым – 1919-1920 г.
Отразите в задании события иностранной интервенции в России, движения т.н. «зеленых». Используйте соответствующую карту атласа. Для систематизации сведений составьте следующую таблицу:
Год войны | Белые | Интервенты | «Зеленые» | Красные |
1918 г. | ||||
1919 г. | ||||
1920 г. | ||||
1921 г. | ||||
1922 г. |
На исторической контурной карте отметьте основные фронты Гражданской войны и направления военных действий со стороны Красной и Белой армий.
|
|
Сравните цели интервентов и участников Белого движения в период Гражданской войны в России, выявите общее и различное (не менее, чем по 3 признака).
Общее: 1. 2. 3. | |
Различия: | |
Цели интервентов 1. 2. 3. | Цели Белого движения 1. 2. 3. |
Ответьте на вопросы:
1. Сформулируйте причины победы большевиков в октябре 1917 г., учитывая объективные и субъективные факторы.
2. Ознакомьтесь с содержанием первых документов Советской власти – «Декретом о мире» и «Декретом о земле». В чем вы видите их сильные и слабые стороны?
3. Какое значение для Советской России имели первые мероприятия большевиков в политической, экономической (промышленность, с/х), социальной и культурной сферах? В какой из сфер большевистская политика в первые месяцы Советской власти вам кажется наиболее результативной и почему?
4. Какие последствия для России имели выход из Первой Мировой войны и заключение в 1918 г. Брест-Литовского мирного договора?
5. По поводу периодизации Гражданской войны у историков также существуют разные точки зрения. Пользуясь учебной литературой, выделите основные этапы Гражданской войны и обоснуйте свою точку зрения.
6. Как менялись цели иностранной интервенции в течение Гражданской войны и почему?
Задание 3. Тема: Экономические модели Советской власти:
«Военный коммунизм» (1918-1920 гг.) и НЭП (1921-1929 гг.)
Выполняя задание, начните со знакомства с экономикой и социальной сферой России в период и после гражданской войны.
|
|
Ответьте на вопросы:
1. Объясните значение понятия «военный коммунизм» и докажите, была ли эта модель экономики единственно верной в условиях гражданской войны?
2. В чем выражался экономический и политический кризис начала 20-х годов?
3. Обоснуйте необходимость перехода к новой экономической политике.
4. В чем заключалась сущность «военного коммунизма» и НЭПа?
5. Что входило в систему мероприятий по реализации этих экономических моделей?
6. Каковы итоги и значение проведенных социально-экономических мероприятий для страны? Приведите конкретные примеры.
Сделайте сравнительный анализ «военного коммунизма» и НЭПа в виде таблицы, выделив в них общее и различное. Количество приведенных признаков сравнения не ограничено. Анализ должен включать экономическую, политическую и социальную сферы.
Общее: 1. 2…. | |
Различия: | |
«Военный коммунизм» 1. 2… | Н Э П 1. 2… |