Цели:
1. Формировать понятие «осень».
2. Уточнить и расширить словарь по теме.
3. Развивать память, мышление, внимание, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением осени (начало, середина, конец), картинно-графические схемы признаков осени (см. задание на дом 9), осенние листья, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто закончит предложения:
· Моросит мелкий... дождь.
· Часто дует холодный... ветер.
· Листья на деревьях стали... (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми).
· С деревьев падают... листья.
2.Игра «Отгадай-ка».
Дождь поливает,
Листья желтеют и опадают.
Когда это бывает?
3.Упражнение «Посмотри и объясни».
Рассмотреть сюжетные картинки с изображением осени, спросить:
- Какое это время года?
- Как вы догадались, что это осень?
4.Упражнение «Послушай и найди».
Рассмотреть картинно-графические схемы признаков осени, предложить послушать фразы и найти к ним картинки:
|
|
· Солнце греет слабо, становится все холоднее.
· Часто моросит холодный дождь.
· На дорогах лужи, грязь, слякоть.
· На деревьях желтеют, краснеют и опадают листья.
· Дует холодный ветер.
· Люди убирают урожай.
· Перелетные птицы улетают в теплые края. Обвести указкой все картинки, спросить:
· Какое это время года? (Это осень.)
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо, | Дети энергично обмахивают руками лицо. |
Закачалось деревцо. | Поднимают руки вверх, наклоны в стороны. |
Ветер дует тише, тише, | Медленно обмахивают руками лицо. |
Деревце растет все выше, выше. | Поднимают руки вверх, тянутся на носочках. |
Ветер сильный набежал | Поднимают руки вверх, энергичные наклоны в стороны. |
И все листики сорвал. | Наклоняются, бросив расслабленные руки вниз. |
6.Игра «Рисуем осень».
Предложить детям движениями рук в воздухе «нарисовать» признаки осени.
Мы рисуем серое, хмурое небо. | Дети поднимают руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево. |
Мы рисуем большие холодные лужи. | Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют» круги. |
Мы рисуем мелкий моросящий дождь. | Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола. |
7.Предложить детям послушать стихотворение А. Плещеева «Осень» и назвать признаки осени, которые описаны в этом стихотворении.
Скучная картина.
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
8.Итог занятия.
На дом: задание 9.