Цели:
1. Формировать обобщающее понятие «головные уборы».
2. Учить образовывать прилагательные от существительных.
3. Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже.
4. Учить составлять простое распространенное предложение с относительными прилагательными.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, образцы материалов — шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса, металл, ситец, солома, картинно-графические схемы предложений (см. задание на дом 77), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто назовет головной убор ласково.
2.Упражнение «Подумай и ответь».
Спросить детей, добиваясь полных ответов:
- Для чего нужны головные уборы?
- Какие головные уборы защищают голову от жары (холода)?
- Какие головные уборы защищают голову от ударов, травм?
- Какие головные уборы нужны повару (моряку, солдату, врачу)?
3.Упражнение «Из чего делают головные уборы?».
Рассмотреть с детьми образцы материалов, из которых делают головные уборы. Назвать их (шерсть, шелк, мех, кожа, фетр, пластмасса, металл).
4.Игра «Подбери пару».
На доске образцы материалов (шерсть, шелк, ситец, мех, кожа, пластмасса, солома, металл).
У детей картинки с изображением вязаной шапки, меховой шапки, фетровой шляпы, шелкового платка, пластмассового шлема, железной каски и т.д.
Предложить детям найти материал, из которого сделаны «их» головные уборы, составить пару и ответить на вопросы:
-Какая шапка? Какая шляпа? Какой шлем? И т.д. (Это меховая шапка. И т.д.)
5.Упражнение «В какое время года?».
Рассмотреть с детьми полученные пары из игры 4 и предложить ответить на вопросы:
- Что носят зимой? (Меховую шапку, шерстяную шапку.)
- Какие это головные уборы? (Это зимние головные уборы.)
- А что носят летом? (Ситцевую панаму, шелковый платок и т.д.)
- Какие это головные уборы? (Это летние головные уборы.)
- Так же про осенние и весенние головные уборы.
6.Физкультминутка (см. занятие 76).
7.Игра «Магазин».
-Семья пошла в магазин докупать себе новые головные уборы. Папа купил головной убор для мужчин. Какой головной убор купил папа? (Мужской.)
Также про женские, детские, спортивные головные уборы.
8.Упражнение «Кто что купил?».
По картинно-графическим схемам составить предложения типа:
Папа купил мужскую фетровую осеннюю шляпу. И т.д.
9.Итог занятия.
На дом: задание 77.
Занятие 78