Политико-правовое учение Огюста Конта

ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особенности, кол­лективной»; «достаточно познать главные статические и динамические законы общественности, чтобы надлежа­щим образом систематизировать всю нашу обществен­ную и частную жизнь, достигая улучшения нашей судь­бы».

Знание законов, открытых социологией, по мнению Конта, послужит «руководством для полного преобразова­ния Западной Европы».

Конт различал в социологии социальную статику и со­циальную динамику (табл. 14).

Таблица 14 Социология как социальная статика и социальная динамика

Социальная статика Социальная динамика
Использует метод наблюдения за социальным организмом
в статике в динамике
Изучает
социальную анатомию социальную физиологию
Обнаруживает законы
социального порядка социального прогресса
Выявляет солидарность
в пространстве во времени

Социальная статика, считал Конт, признает огромное значение семьи для существования социального организма. Семья — это союз, который обусловлен симпатическим ин­стинктом; школа социальной жизни, в которой индивид учится жить в гармонии с другими; «самое маленькое об­щество».

Конт отрицательно относился к разводу, который во Франции был установлен Гражданским кодексом в 1804 г.

Социальная статика, полагал Конт, рассматривает об­щество как более широкий союз, нежели семья.

Основой общества как «ассоциации» для Конта являют­ся не только симпатические инстинкты, но прежде всего


282 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...

принцип кооперации, необходимость которого диктуется общественным разделением труда. Кооперация же требует единого правительства, искусственно поддерживающего солидарность общественного тела (социальный консенсус) против «фатальной склонности» к раздробленности идей, чувств и интересов. Поэтому, по мнению Конта, для под­держания порядка в социальном организме требуются две власти: светская, которая обладала бы материальными средствами воздействия, и духовная, которая бы обладала нравственными средствами воздействия. Общество для Конта — это всегда иерархия, где есть правители и управ­ляемые.

Социальная динамика как часть социологии призвана обнаружить законы общественного развития. Конт сфор­мулировал закон социального прогресса — закон трех ста­дий. Согласно этому закону умственное развитие челове­чества (по аналогии с умственным развитием индивида) проходит последовательно три этапа.

1. Теологический этап продолжался до 1300 г.

На этом этапе люди объясняли все события и действия, происходящие в мире, ссылками на духов, гномов, богов. Человечество вело военный быт. На этом же этапе про­изошло разделение властей на духовную и светскую. Конт полагал: «Разделение этих властей в Средние века состав­ляет самый крупный шаг, который до сих пор сделала об­щая история социального порядка».

Носителями духовной власти выступали жрецы, свя­щенники и т.п.; носителями светской власти были воен­ные вожди (Конт указывает на прогрессивный факт не­зависимого осуществления своей власти католической церковью при папе Григории VII от императорской влас­ти).

2. Метафизический этап продолжался с 1300 по 1800 г.

На это время на Западе приходятся Реформация, Про­свещение и Революция, которые привели к изменению мыш­ления людей. Мышление становится отвлеченным, фор­мальным, а воображаемые духи, гномы и боги вытесняются понятием общих «сущностей», «первопричин» и т.п. В это время духовная власть в обществе принадлежит метафи­зикам и литераторам, вдохновленным такими отвлечен­ными понятиями, как «общественный договор»», естест-


_____ 19.1. Полит ико-право вое учение Огюста Конта 283

пенные права» и т.п. Светскую власть в это время осуще­ствляют законодатели.

3. На окончательном этапенаучном (позитивном)постигаются фактические связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Человеческие общества становятся промышленными обществами. Боль­шую роль начинает играть наука. Распространяются идеи социальности и альтруизма.

Конт предполагал, что светская власть отныне будет при­надлежать «промышленникам», патрициату, а духовная — «ученым» и жрецам позитивистской церкви.

Проект будущего окончательного государственного строя- социократии. Конт полагал, что позитивная фило­софия с ее главным достижением — социологией — должна стать основанием положительной политики. Конт разрабо­тал «План реорганизации социальной жизни» для про­мышленных обществ, реализация которого приведет к ус­тановлению социократии.

Социократия, считал Конт, не будет похожа на «анархи­ческую республику», которую он не принимал, как он не принимал и конституционную монархию во Франции в пе­риод с 183Q по 1848 г. — «это тщетное эмпирическое подра­жание несовершенному политическому строю, преимуще­ственно годному для Англии».

Социократия Конта — это «позитивистская республи­ка», «западная республика», формула которой будет вы­глядеть следующим образом: «Любовь как принцип, поря­док как основание, прогресс как цель».

Это совершенное государство, которое будет служить всему обществу. Человечество объединится в 500 социок­ратии, каждая размерами не более Бельгии и Голландии. Только в небольших социократиях, полагал Конт, можно достигнуть порядка и прогресса.

«Позитивистская республика» Конта предполагает су­ществование западных индустриальных обществ, в кото­рых есть класс капиталистов («концентрированная сила богатства»); класс пролетариата («рассеянная сила чис­ла»). Эти классы должны соотноситься как 1: 33.

К мелкой буржуазии Конт относился отрицательно и желал ее исчезновения.


284 Глава 19. Проблемы государства и п рава в социологии...___

Согласно одному из статических законов Конта обще­ство основывается на солидарности людей. При социокра-тии эта солидарность будет обеспечена:

а) признанием каждого человека общественным суще­
ством, выполняющим «социальные функции» (в социокра-
тии «каждый гражданин является государственным чинов­
ником»);

б) заменой прав обязанностями, чтобы лучше подчи­
нить личность общественности: «Слово «право» должно
быть изгнано из политического языка, как слово «случай»
из истинного философского языка»; «в позитивном строе,
не допускающем небесных полномочий, идея права без­
возвратно исчезает. Каждый имеет обязанности и отно­
сительно всех людей, но никто не имеет права в собст­
венном смысле слова»; «единственное право, которым
каждый человек обладает, — это право выполнять свой
долг»;

в) признанием за частной собственностью социальной
значимости. Капиталист, полагал Конт, выполняет «необ­
ходимую» социальную функцию, которая состоит в накоп­
лении капитала и управлении им. Капиталистическая соб­
ственность — это основа деятельности для следующего
поколения собственников: «Это нормальная оценка обла­
гораживает владение собственностью, не ограничивая его
справедливой свободы и даже внушая к нему больше ува­
жения».

Собственность, по Конту, заслуживает большого уваже­ния, и поэтому институт наследования собственности не вызывает у него никаких сомнений.

Согласно другому статическому социологическому за­кону Конта, в обществе должно быть правительство, кото­рое искусственно поддерживает солидарность людей. Правительство для Конта — это власть духовная («теоре­тическая власть», «философская власть») и власть свет­ская («практическая власть») (табл. 15). Духовная власть согласно закону трех стадий общественного развития Конта при социократии должна принадлежать филосо­фам, ученым, жрецам позитивистской церкви, а светская власть — патрициату. Каждая из этих властей имеет свою компетенцию, но духовная власть, считал Конт, стоит выше власти светской.


 

19.1. Политико-право вое у чен ие Огюста Конта

Таблица 15

Функции властей
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)  
Светская власть («практическая власть»).
При социократии должна принадлежать:
философам патрициату
«провозглашает неопровержи­мые правила, в которых рассу­док и чувства всегда совместно способствуют изменению дея­тельности» нормирует плату за труд про­мышленных рабочих; вознаг­раждает труды теоретиков
Осуществляет:
• обязанности культа; • воспитание социальных чувств, начиная с детского возраста; • образовательную деятельность (Конт выступал за единую си­стему всеобщего образования для всех передовых народнос­тей); • моральное совершенствование капиталистов и пролетариев • экономические функции; • не выполняет каких-либо су­дебных, политических и воен­ных функций

Важнейшая компетенция духовной власти — воспита­ние в духе общественной солидарности капиталистов («ибо философская власть наложит именно на крупней­ших руководителей обязанности, благоприятные для их подчиненных») и пролетариев (истинное счастье для про­летария (самородного философа) — удовлетворение своих интеллектуальных, моральных, социальных потребностей).

Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из об­щества.

Пролетарий должен будет понять, что находится на об­щественной службе и потому не должен стремиться к бо­гатству (счастье не в этом), к политической карьере (через рабочие клубы будет происходить отвлечение пролетариев от напрасного вмешательства в политику).

При социократии учреждается новая религиярелигия Человечества (Великого Существа). Человечество объеди-


                               
   
     
 
   
     
         
 
       
 
       
 
 
     
 
     
 
 
 

 

19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта

класса капиталистов и класса пролетариев, эти мыслители предложили разные программы действий по прогрессивно­му преобразованию западных промышленных обществ: Таблица 16 Взгляды

К. Маркса

О. Конта

Отношения между классами:

Возможность консенсуса:

Отношение к власти:

Отношение к частной собственности:

Огюст Конт оказал огромное влияние на современни­ков. Видный французский мыслитель XX столетия Раймон Арон (1905-1983) назвал его «философом в социологии, социологом в философии». Взгляды Конта оказали влияние на английского социо­лога Герберта Спенсера — теоретика военных и промыш­ленных обществ и на немецкого правоведа Карла Бергбо-ма — представителя школы юридического позитивизма. Особенно заметным было влияние позитивистов в Бра­зилии. В 1891 г. в Рио-де -Жанейро был открыт позитивист-

286 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___

няет в себе, по Конту, все поколения людей: прошлые, на­стоящие и будущие. Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато вклю­чены полезные животные.

Вводятся статические празднества, воплощающие идею порядка:

• апрель — это месяц детей;

• июнь — это месяц прислуги; и т.д.

Вводятся также динамические празднества, воплоща­ющие идею истории. Эти празднества предусматриваются новым позитивистским календарем.

В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день по­священы знаменитым историческим личностям:

S 2-й месяц — месяц Гомера, посвящен древней поэзии;

v^ 11-й месяц — месяц Декарта, посвящен современной философии; и т.д.

При социократии, считал Конт, будет достигнута гармо­ния общественной и частной жизни на основе позитивных начал.

Надежды на осуществление своего плана по созданию социократии Конт связывал с сильной единоличной влас­тью — автократией, поэтому он и обращался к Николаю I, к Решид-паше — визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации. Конт одобрил бонапартистский переворот 1852 г., который покончил с «анархистской рес­публикой» и установил «единственно истинную француз­скую диктатуру».

Результатом обращения Конта к пролетариату стало об­разование парижского «Общества пролетариев-позитивис­тов», которое в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.

Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса (табл. 16). Маркс так отзывался о Конте: «Конт известен парижским рабочим как пророк режима империи (личной диктатуры) — в политике, капиталистического господ­ства — в политэкономии, иерархии — во всех сферах чело­веческой деятельности, даже в сфере науки, и как автор но­вого катехизиса с новым папой и новыми святыми вместо старых».

На основе одного и того же исходного положения, со­гласно которому индустриальное общество состоит из


в отношениях между классами не хватает консенсуса

для установления консенсуса в обществе достаточно мораль­ных средств

нужно упорядочить пользова­ние общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий)

необходимо сохранить частную собственность на средства про­изводства и институт наследо­вания имущества


существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами

консенсус невозможен — неиз­бежна мировая насильственная революция

в ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает конт­роль над фабриками и заводами

необходимо обобществить ча­стную собственность на сред­ства производства и отменить право наследования


288 Глава 19. Проб лемы го сударства и права в социологии... ский храм для отправления культа Человечества. Позити­висты способствовали отмене рабства, а в 1889 г. произве­ли переворот, заменивший империю республикой. Девиз Конта «Ordem e Progresso» начертан на зеленом фоне фла­га Бразилии.

19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера

Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и веду­щих идеологов либерализма.

Эпоха. Время длительного царствования (1837-1901) королевы Виктории (1819-1901) было для Англии доста­точно благополучным: успехи в науке и экономике, расцвет колониальной империи, просвещение среди широких слоев населения.

Биография. Г. Спенсер родился в семье школьного учи­теля в г. Дерби. Из-за слабого здоровья не получил систе­матического образования. Учился в основном дома, снача­ла под руководством отца и дяди, затем самостоятельно. Позднее Спенсер гордился тем, что благодаря самообразо­ванию стал одним из образованнейших людей своего вре­мени. Дядя Спенсера, священник англиканской церкви, принимал активное участие в демократическом движении чартистов. Под влиянием отца и дяди Спенсер рано увлек­ся политическими проблемами. Его нонконформистские взгляды с течением времени усиливались и привели к пол­ному разрыву с христианством.

С 17 лет Спенсер работает сначала техником, затем ин­женером на железной дороге, соединяющей Лондон и Бир­мингем. Продолжая самообразование, параллельно с мате­матикой и естественными науками, он начинает изучать философию и политэкономию.

В начале 1840-х гг. Спенсер начинает публиковать ста­тьи в британской периодике, а затем и полностью перехо­дит на занятие журналистикой. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, объеди­ненных общим названием «О надлежащей сфере государ­ственного управления», в которых прослеживаются многие идеи его политико-правовой философии. В 1848-1853 гг., будучи одним из редакторов известного журнала «Эконо-


19.2. Полит ико-правовое учение Герберта Спенсера 289

мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.

В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и смог полностью посвятить себя науке. Увлеченный идеей систематизации науки, последующие 50 лет посвя­тил изучению различных областей философии, социоло­гии, антропологии.

Великие соотечественники — современники Спенсера:

• Чарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоис­
пытатель, создатель дарвинизма;

• Томас Гексли (Huxley) (1825-1895)— английский
биолог, соратник Дарвина;

• Джон Стюарт Милль (1806-1873) — философ и эко­
номист;

• Джон Тиндаль (Tyndall) (1820-1893)— английский
физик;

• Чарльз Диккенс (1812-1870) — английский писатель;

• Уильям Теккерей (Thackeray) (1811-1863) — англий­
ский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия. Роман
без героя» (1848);

• Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Анн Эванс)
(1819-1880) — английская писательница. Из философии
позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции
общества и «гармонии» классов.

Логическое основание политико-правового учения. Социальные процессы объяснимы законами биологии, ведь общество есть тот же живой организм. Социальные явления по своей природе есть явления биологические.

Основные работы: «Социальная статика» (1851); «Ос­нования психологии» (1855); «Основания социологии» (1877-1896); «Личность и государство» (1884).

Содержание политико-правового учения. Органичес­кая теория происхождения государства. Г. Спенсер предло­жил рассматривать государство как результат политической эволюции общества как организма, который связан с поли­тической интеграцией и политической дифференциацией.

Теория органической эволюции была выдвинута Спен­сером до появления учения Дарвина о естественном отбо­ре. Спенсер признал теорию Дарвина частным случаем своей теории, которая, на его взгляд, носит универсальный характер: все в мире развивается от простого к сложному, от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разно-


10 М. Н. Марченко


290 Глава 19. Пробле м ы государства и права в социологии...___

образию) через структурную и функциональную диффе­ренциацию.

Политическую интеграцию Спенсер связывает с «возра­станием общей массы» населения (этот рост мог вначале идти «путем похищения друг у друга женщин», затем через порабощение «отдельных членов побежденных племен, а вскоре... и путем присоединения этих племен целиком, вместе с их территорией и т.п.). Политическая интеграция предполагает консолидацию общества, которая возможна, если есть:

S во-первых, сходство между единицами: «в течение долгого времени политическое согласие кланов и племен... облегчается благодаря этим родственным связям и обус­ловленному ими сходству»;

S во-вторых, совместное противодействие единиц внешней опасности («сотрудничество на войне есть глав­ная причина социальной интеграции»).

Политическая интеграция общества — это противоречи­вый процесс, так как в ходе него уничтожаются первона­чальные подразделения частей общества: «Прежде всего постепенно исчезают те нетопографические подразделе­ния, которые возникают на почве родственных отноше­ний». Политическую дифференциацию Спенсер считал неизбежной там, где «существуют известная связь и изве­стное постоянство отношений между частями агрегата». Первичная политическая дифференциация происходит внутри семьи: «мужчины и женщины образуют с самых ранних времен два класса: правящий и управляемый».

В дальнейшем политическая дифференциация связана с завоеванием одних обществ другими в условиях появления земледельческого быта: появляется ранговое неравенство («в то время как ранги завоевателей повышаются, ранги за­воеванных соответственно понижаются»; «так как государ­ства образовались путем войн и завоеваний, то во главе правительства очутились военные вожди»).

Теория военных и промышленных обществ. Спенсер как социолог выделял два типа человеческих обществ: военные и промышленные, а также сформулировал закон перехода военных обществ в общества промышленные. Теория Спенсера возникла под влиянием идей Огюста Конта, ко­торый еще до него предложил различать эти общества.

Тип военного общества Спенсер вывел, используя метод индукции: это обобщение исторически существовавших


19.2.

Ге рберта Спенсера J91

-фсипиА обществ, таких, как египетское, спартанское, рим­ское и общество перуанских инков, а также современных

КОС И ООЩестви цс^апичпл,.„,.„„, „ __________

'пенсеру — прусского и российского. Военное общество — по общество, которое функционирует по образцу армии: «11ри военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ — отдыхающая армия; поэтому здесь армия и народ имеют одинаковое строение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: