«Summum jus summa injuria, pariter ас nullum» — «Высшее право есть наивысшая несправедливость, как и отсутствие права»
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть марксистской концепции государства и права?
2. Как Маркс понимает государство?
328 Глава 20. О сновные н апра влени я соци алистической...
3. Как Маркс понимает право?
4. Марксистское понятие классовой борьбы.
5. Б чем суть идеи диктатуры пролетариата?
6. Какую программу перехода к социализму выдвигал Лассаль?
7. Как Лассаль определяет социальное государство?
8. Какие два вида конституций различал Лассаль?
9. В чем заключается критика Герценом русского самодер
жавия и законодательства?
10. Какую оценку и почему дал Герцен правосознанию рус
ского народа?
11. Какие разногласия в представлениях о государстве были
между Герценом и Бакуниным?
12. В чем смысл теории «русского социализма» Герцена?
13. Каково было отношение Чернышевского к западным тео
риям политического либерализма?
14. В чем состояла критика Чернышевским институтов
представительной демократии на Западе?
15. Что представляла собой теория «русского социализма»
Чернышевского?
16. Какова была позиция Маркса к теории «русского социа
лизма»?
Литература
• Герцен А.И. Сочинения: В 2 т. М., 1986.
• Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Эн
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2. М., 1980.
• Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое
издание).
• Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Эн
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.
• Маркс К. Письмо к И. Вейдеймеру от 5 марта 1852 года //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.
• Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.
• Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения
М.ч1950.
• Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности
и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведе
ния: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.
Глава 21
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ АНАРХИЗМА
Наряду с государственно-правовыми теориями социализма и коммунизма в первой половине XIX в. возникли и развивались иные концепции, обосновывавшие полную отмену буржуазного и всякого другого государства и законодательства, замену права договорами, государства — общественным самоуправлением (М. Штирнер, П. Ж. Прудон и др.). К таковым принадлежит политико-правовая теория анархизма.
Теория анархизма есть учение об устройстве общественной жизни без государства (слово «анархия» по-древнегречески.означает «безвластие»). Главная задача анархистов — добиться максимальной свободы индивидов. Ее можно выполнить, лишь исключив из общественной жизни все формы насилия человека человеком: политическую, экономическую, идеологическую (религиозную) и др. Государство для анархистов есть отрицание свободы большинства населения, когда одни (правящие) эксплуатируют других (управляемых).
Анархизм можно рассматривать как одно из направлений социалистической мысли наряду с «научным социализмом» К. Маркса и Ф. Энгельса, социализмом Ф. Лассаля, «русским социализмом» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Все эти направления объединяет одно — отстаивание интересов широких масс трудового народа, а различает выбор средств выполнения поставленной цели. Теоретиков анархизма, в частности, отличает радикализм, который состоит в безусловном отрицании ими значения государства для широких масс трудового народа. Показательно в этом смысле высказывание одного из анархистов — Адольфа
330 Глава 21. Политико-п равовая идеология анархизма
Фишера, который в мае 1885 г. в Чикаго принимал активное участие (и за это был казнен) в массовых демонстрациях рабочих, выступающих за переход к восьмичасовому рабочему дню: «Каждый анархист — непременно социалист, но не каждый социалист обязательно анархист».
Начиная с античности, в западных политических и правовых исследованиях большое место отводилось обоснованию справедливых форм государственного правления и законов для обеспечения свободы индивидов и поддержания общественного порядка. Государство и законы рассматривались политическими и правовыми мыслителями как безусловные ценности, а анархия лее воспринималась негативно, поскольку могла привести только к общественному беспорядку, хаосу.
К концу XVIII в. начинает формироваться прямо противоположное понятие анархии — анархия как порядок. Во многом такой перелом в сознании некоторых философов был связан с их глубоким разочарованием в институтах государства и законов.
В XIX в. видными представителями анархизма были П. Ж. Прудон, М.Н. Бакунин и П.А. Кропоткин.
21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона
Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) — французский социалист и теоретик анархизма.
Эпоха. Февральская революция 1848 г. во Франции. привела к провозглашению Второй республики. Переворот 2 декабря 1851 г. повлек за собой установление во Франции президентской республики. В середине XIX в. малоимущее население Франции окончательно разочаровалось в представительной демократии, не веря в ее возможности решить социальные проблемы.
Биография. Родился в Безансоне, в семье мелкого ремесленника. С 18 лет начал работать наборщиком в типографии, затем некоторое время был владельцем небольшой типографии, но разорился.
Прудон сформировался как оригинальный мыслитель благодаря самообразованию. В 1837 г. он был удостоен премии Академии Безансона за очерк в области филологии «О воскресном отдыхе». В 1838 г. сдал экзамены на степень бакалавра. Позднее Прудон принял участие в другом кон-
21.1. Полит ико-п равовое уч е ние П. Ж. Прудона 331 курсе, объявленном академией на тему: «Последствия равного раздела наследства между детьми». В 1840 г. он написал сочинение «Что такое собственность?», которое сделало его знаменитым. В дальнейшем Прудон много писал, попробовал себя как политический деятель — был избран депутатом Национального собрания (1848). Политическая деятельность закончилась очень быстро: за статьи, в которых Прудон нападал на первого французского президента Луи Наполеона, он был приговорен к трем годам тюремного заключения (1849-1852).
Логическое основание политико-правового учения. В основании теории анархизма Прудона лежит его представление о сущности человека. Прудон считал: «Как индивидуализм является первоначальным качеством человека, точно так же склонность к объединениям является его дополнением». Он верил в общественный прогресс, связанный с развитием рационального мышления.
Основные работы: «Что такое собственность?» (1840); «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846); «Нищета философии» (1847); «Война и мир» (1861); «Принцип федерализма» (1863); «О федеративном принципе и единстве Италии» (1863); «Политические возможности рабочего класса» (1864).
Содержание политико-правового учения. П. Ж. Прудон стал рассматривать анархию как порядок, основанный не на институтах государственной власти и закона, а на институте взаимовыгодных договоров, заключаемых между индивидами, группами, семьями, городами, провинциями. Частная собственность и анархизм. По мнению Прудона, собственность — это основа экономики и государства. Уже в своих первых трудах Прудон критиковал институт частной собственности, предложив посмотреть на нее без сложившихся предубеждений. В работе «Что такое собственность?» он заявил, что «собственность есть кража» и поэтому является несправедливым институтом: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысяче-летним существованием собственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципиального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожите зло на земле».
332 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма______
Критика государства в целом и отдельных институтов государства.
Прудон порывает с предшествующей западноевропейской традицией рассматривать государство как институт, без которого невозможно существование рационально мыслящих индивидов. Напротив, значение государства для общества, состоящего из образованных индивидов, может быть, по мнению Прудона, только отрицательным. Прудон заявляет о том, что чем просвещеннее становятся индивиды, тем быстрее в их сознании происходит разрушение представлений о какой-либо значимости для них государственной власти: «Власть человека над человеком находится—в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».
Государство для образованных людей перестает быть «органом, насаждающим справедливость» и превращается в орган, делающий из людей рабов государственной власти: «Иметь правительство — это значит постоянно находиться под наблюдением, подвергаться беспрестанному надзору, шпионажу, управлению, организации, значит быть под лупой, под чьим-то неустанно оценивающим оком, строиться по ранжиру, быть под началом кого-то, значит быть регламентированным и жить в страхе перед цензурой; и все — от людей, не обладающих ни правом на это, ни мудростью, ни достоинством. Иметь правительство означает, что на каждом шагу, при любой сделке или операции человека отметят, зарегистрируют, перепишут, обложат налогом, проштемпелюют, навесят ярлык, оценят, прикрепят патент, выдадут лицензию и милостивое разрешение, отрекомендуют, пожурят, изменят и выправят».
В отличие от Гроция, Гоббса и других представителей договорной теории происхождения государства, рассматривающих государство как нечто разумное, Прудон полагал, что государство рождается из «темных» черт человеческой натуры.
В отличие от Руссо, который был приверженцем непосредственной демократии, Прудон считал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, противоречий идей и интересов, разнообразия мнений и импульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким образом можно установить аутентичность и законность такого об-
_____ 21.1. Политико -прав овое учение П. Ж. П р удона 333
паружения (общей воли. — Авт.). И это тот вопрос, на который демократия не может дать ответ».
Прудон критиковал и другие институты непосредственной демократии: «Всеобщие выборы, императивный мандат, ответственность представителей, ограничение поля судебного усмотрения — все это, в конце концов, детские игрушки...»; «у меня есть веские основания вовсе не верить в эту божественную интуицию толпы, которая позволит ей с первого взгляда определить достоинство и честность кандидатов».
Со временем взгляды Прудона на всеобщее избирательное право изменились. В 1863-1864 гг. он уже называл всеобщее избирательное право «блестящим демократическим принципом», которое избирателям можно в тактических целях использовать (сдавать пустые бланки для голосования), показывая, таким образом, свое несогласие с существующим государственным режимом.
Критика законодательства. Прудон утверждал, что поскольку законы издаются для защиты государства, рожденного из «темных черт» человеческой природы, то и сами законы являются средством, эксплуатации простого народа. Он заявлял: «Я готов договариваться, но я не желаю законов. Я не признаю их. Я протестую против любого порядка, вде власть претендует на мою свободную волю. Законы! Люди знают, что они из себя представляют, и знают им цену. Хитросплетения в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь — для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками
правительства...».
Прудон отрицал законодательство, которое защищает только права собственников и не защищает прав пролетариев; предрекал, что от кодекса Наполеона «не останется ни единого параграфа»; указывал на недостатки законов: несправедливость их содержания, их противоречивость. Не всегда лестно Прудон отзывался о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и
буквоедов».
Обществу с государственным институтами и законодательством Прудон выдвинул альтернативу — общество, которое состоит из различных ассоциаций граждан, создаваемых на основе взаимовыгодных договоров, что позволяет сохранить неограниченную свободу индивидов. «Сво-
334 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
бодная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма общества... Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».
Эти ассоциации уже не будут нуждаться в «центральной власти»: «Нет власти, нет правительства, хотя бы и самого народного, — вот революция».
Прудон — теоретик «мютюэлизма» — учения о добровольных взаимовыгодных обязательствах, которых достаточно для достижения социальной и экономической гармонии: «Две семьи, два города, две провинции договариваются... существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».
Мютюэлизм — от фр. mutuel — взаимный.
Прудон полагал, что «господство договоров вместо господства законов было бы истинным правительством человека и гражданина, истинным верховенством народа, революцией».
В отличие от Маркса — теоретика насильственной пролетарской революции, Прудон не был сторонником насильственных мер при установлении общества будущего. Он выступал за мирную социальную эволюцию, которую называл «органичной революцией». Прудон заявлял: «Истинно органичная революция — это результат общественной жизни, и хотя у нее есть исполнители и глашатаи, она не есть дело рук кого-то одного».
Прудон допускал, что в истории действует сила провидения, которая в течение всего XIX в. вела европейцев к разрешению различных общественных кризисов (морального, мировоззренческого, политического, социально-экономического) в направлении осуществления идеи равенства. Для Прудона историческими достижениями европейской культуры являются постулаты:
• христианского равенства людей перед Богом;
• интеллектуального равенства (XVI-XVII вв.); равен
ства всех перед законом (XVIII в.).
Начиная с первой трети XIX в. логика исторического процесса требует достижения равенства также и в социально-экономической сфере. Поэтому Прудон в своих работах много внимания уделял обоснованию равенства в отношениях между работодателями и наемными рабочими.
_____ 21.1. Полит и ко-правовое у чение П. Ж. Прудон а 335
Теория анархизма Прудона основана на идее суверенитета личных прав индивидов и прав групп, т.е. на признании первостепенной значимости индивидуальной и коллектив-i юй свободы в обществе.
Аналогичное представление было присуще и Бенжамену Констану — теоретику политического либерализма.
В отличие от Констана Прудон для реализации идеи суверенитета личных прав индивидов и прав групп: вначале предлагал государство уничтожить, затем смягчил свою позицию и стал предлагать государство упростить.
Для того чтобы «государство упростить», необходимо провести децентрализацию государственной власти через федерализацию, что обеспечило бы широкое самоуправление на местах. Прудон отрицательно отнесся к образованию в то время централизованных государств (в Германии и Италии) именно потому, что это противоречило его представлениям о человеческом прогрессе.
Таким образом, Прудон — сторонник принципа федерализма, который позволит:
S сохранить «суверенную независимость» тысячам городов и деревень;
S избежать централизованного государственного управления этими субъектами по законам «завоевания».
Централизацию Прудон признавал необходимой для обеспечения единства нации, но она должна создаваться снизу, от периферии к центру.
В конце своей жизни Прудон все чаще и чаще называл себя федералистом, а не анархистом, считая, что федерации — это будущее человечества: «Двадцатый век откроет эру федераций». Добровольно создаваемые федерации представлялись Прудону средством достижения гармонии между свободой и властью: «Федерация разрешает все проблемы, которые возникают из-за нужды сочетать свободу и власть. Французская революция обеспечила основы для нового порядка, секретом которого обладает ее наследник — рабочий класс. Это новый порядок: объединить всех людей в "федерацию федераций"».
В 1848 г. в Париже и Лионе стихийно возникли добровольные производственные объединения рабочих, в которых был реализован принцип рабочего самоуправления. Эта форма показалась Прудону революционной, так как она исключала необходимость существования государства:
336 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
«Мы, рабочие, объединенные или почти объединенные, — не нуждаемся в государстве... Социализм является противоположностью государственности... мы хотим, чтобы эти объединения были... первым компонентом в широкой федерации объединений и групп, объединенных в общую связь демократической и социальной республикой».
Вместе с тем Прудон полагал, что такого рода рабочее, самоуправление и то государственное управление промышленными предприятиями, о котором писали Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», не смогут сосуществовать: «пока централизация продолжает обеспечивать постоянным доходом мощное государство, ничто не может быть достигнуто посредством спонтанной инициативы или путем независимых акций групп или индивидуумов».
При рабочем самоуправлении, считал Прудон, рабочие будут:
■S иметь неотделимую долю в собственности компании;
S должны «пройти через все ступени работы в промышленности», чтобы стать всесторонне подготовленными;
•S сами устанавливать свое рабочее время;
•S сами выбирать своих руководителей, инженеров, бухгалтеров и др.
В 1857 г. Прудон разочаровался в рабочих объединениях, признав, что руководители этих объединений превратились в таких же самых «буржуазных эксплуататоров»; все несправедливости капиталистических компаний «были еще более раздуты в так называемых братствах». Однако он не отказался от самой идеи рабочего самоуправления, а поиск и применение новых форм ее реализации он понимал как «экономическую и общественную необходимость». Прудон полагал, что если не будет решен вопрос рабочего самоуправления, то «в этом враждебном мире для него (пролетария. — Авт.) не останется никакой надежды».
Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепцию рабочего самоуправления, а также концепцию профессионального федерализма. Он высказывался за создание промышленных федераций и сельскохозяйственных объединений рабочих. Именно эти федерации, а не отдельные рабочие объединения или само государство Прудон хотел наделить правом владения всеми средствами производства.
21.1. По л итико-п р авовое учен ие П. Ж. Прудона Синдикат |
___ „ название профсоюзов во Франции.
11рудон критиковал коммунистическую теорию бабувис-i он. Бабувисты предполагали установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности, но при этом делали ставку на насильственную революцию. Прудон же полагал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует применения насилия: «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все способности человека принадлежат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собственность есть эксплуатация слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это
гнет и рабство...».
Прудон высказал идею «научного управления» обществом: «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международной статистики. Наука о правительстве или о власти должна быть, представлена одной из секций Академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право представлять в Академию наук записку, то всякий сделается законодателем; но в силу того, что мнение человека принимается в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разума, никто не может быть царем.
Все относящееся к области законодательства и политики является объектом науки, но не убеждений: законодательная власть принадлежит разуму, систематически изученному и обоснованному».
* * *
Идеи П. Ж. Прудона были популярны в социалистическом движении Франции и других стран Европы в середине XIX в. Прудонисты пользовались влиянием на первых трех конгрессах (1866—1868) I Интернационала.
Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» отнесли работу Прудона «Философия нищеты» к
338 Глава 21. Политико-правовая идеологи я анархизма
произведению, в котором обосновывается «буржуазный социализм», цель которого — «излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».
Идеи французского философа оказали заметное влияние на анархистские проекты отечественных мыслителей — М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.