Словарь

«Summum jus summa injuria, pariter ас nullum» — «Выс­шее право есть наивысшая несправедливость, как и отсут­ствие права»

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть марксистской концепции государства и права?

2. Как Маркс понимает государство?


328 Глава 20. О сновные н апра влени я соци алистической...


3. Как Маркс понимает право?

4. Марксистское понятие классовой борьбы.

5. Б чем суть идеи диктатуры пролетариата?

6. Какую программу перехода к социализму выдвигал Лассаль?

7. Как Лассаль определяет социальное государство?

8. Какие два вида конституций различал Лассаль?

9. В чем заключается критика Герценом русского самодер­
жавия и законодательства?

10. Какую оценку и почему дал Герцен правосознанию рус­
ского народа?

11. Какие разногласия в представлениях о государстве были
между Герценом и Бакуниным?

12. В чем смысл теории «русского социализма» Герцена?

13. Каково было отношение Чернышевского к западным тео­
риям политического либерализма?

14. В чем состояла критика Чернышевским институтов
представительной демократии на Западе?

15. Что представляла собой теория «русского социализма»
Чернышевского?

16. Какова была позиция Маркса к теории «русского социа­
лизма»?

Литература

Герцен А.И. Сочинения: В 2 т. М., 1986.

Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Эн­
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2. М., 1980.

Маркс К. К критике гегелевской философии права (любое
издание).

Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Эн­
гельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.

Маркс К. Письмо к И. Вейдеймеру от 5 марта 1852 года //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии //
Маркс К., Энгельс Ф. Там же. Т. 1. М., 1980.

Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения
М.ч1950.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности
и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведе­
ния: В 3-х т. Т. 3. М., 1980.


Глава 21

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ АНАРХИЗМА

Наряду с государственно-правовыми теориями социа­лизма и коммунизма в первой половине XIX в. возникли и развивались иные концепции, обосновывавшие полную от­мену буржуазного и всякого другого государства и законо­дательства, замену права договорами, государства — обще­ственным самоуправлением (М. Штирнер, П. Ж. Прудон и др.). К таковым принадлежит политико-правовая теория анархизма.

Теория анархизма есть учение об устройстве общест­венной жизни без государства (слово «анархия» по-древне­гречески.означает «безвластие»). Главная задача анар­хистов — добиться максимальной свободы индивидов. Ее можно выполнить, лишь исключив из общественной жизни все формы насилия человека человеком: политическую, экономическую, идеологическую (религиозную) и др. Го­сударство для анархистов есть отрицание свободы боль­шинства населения, когда одни (правящие) эксплуатируют других (управляемых).

Анархизм можно рассматривать как одно из направлений социалистической мысли наряду с «научным социализмом» К. Маркса и Ф. Энгельса, социализмом Ф. Лассаля, «рус­ским социализмом» А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Все эти направления объединяет одно — отстаивание инте­ресов широких масс трудового народа, а различает выбор средств выполнения поставленной цели. Теоретиков анар­хизма, в частности, отличает радикализм, который состоит в безусловном отрицании ими значения государства для широких масс трудового народа. Показательно в этом смысле высказывание одного из анархистов — Адольфа


330 Глава 21. Политико-п равовая идеология анархизма

Фишера, который в мае 1885 г. в Чикаго принимал актив­ное участие (и за это был казнен) в массовых демонстраци­ях рабочих, выступающих за переход к восьмичасовому ра­бочему дню: «Каждый анархист — непременно социалист, но не каждый социалист обязательно анархист».

Начиная с античности, в западных политических и пра­вовых исследованиях большое место отводилось обоснова­нию справедливых форм государственного правления и за­конов для обеспечения свободы индивидов и поддержания общественного порядка. Государство и законы рассматри­вались политическими и правовыми мыслителями как бе­зусловные ценности, а анархия лее воспринималась нега­тивно, поскольку могла привести только к общественному беспорядку, хаосу.

К концу XVIII в. начинает формироваться прямо проти­воположное понятие анархии — анархия как порядок. Во многом такой перелом в сознании некоторых философов был связан с их глубоким разочарованием в институтах го­сударства и законов.

В XIX в. видными представителями анархизма были П. Ж. Прудон, М.Н. Бакунин и П.А. Кропоткин.

21.1. Политико-правовое учение П. Ж. Прудона

Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) — французский со­циалист и теоретик анархизма.

Эпоха. Февральская революция 1848 г. во Франции. привела к провозглашению Второй республики. Переворот 2 декабря 1851 г. повлек за собой установление во Фран­ции президентской республики. В середине XIX в. мало­имущее население Франции окончательно разочаровалось в представительной демократии, не веря в ее возможности решить социальные проблемы.

Биография. Родился в Безансоне, в семье мелкого ре­месленника. С 18 лет начал работать наборщиком в типо­графии, затем некоторое время был владельцем небольшой типографии, но разорился.

Прудон сформировался как оригинальный мыслитель благодаря самообразованию. В 1837 г. он был удостоен премии Академии Безансона за очерк в области филологии «О воскресном отдыхе». В 1838 г. сдал экзамены на степень бакалавра. Позднее Прудон принял участие в другом кон-


21.1. Полит ико-п равовое уч е ние П. Ж. Прудона 331 курсе, объявленном академией на тему: «Последствия рав­ного раздела наследства между детьми». В 1840 г. он напи­сал сочинение «Что такое собственность?», которое сдела­ло его знаменитым. В дальнейшем Прудон много писал, попробовал себя как политический деятель — был избран депутатом Национального собрания (1848). Политическая деятельность закончилась очень быстро: за статьи, в кото­рых Прудон нападал на первого французского президента Луи Наполеона, он был приговорен к трем годам тюремно­го заключения (1849-1852).

Логическое основание политико-правового учения. В основании теории анархизма Прудона лежит его представ­ление о сущности человека. Прудон считал: «Как индиви­дуализм является первоначальным качеством человека, точно так же склонность к объединениям является его до­полнением». Он верил в общественный прогресс, связан­ный с развитием рационального мышления.

Основные работы: «Что такое собственность?» (1840); «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846); «Нищета философии» (1847); «Война и мир» (1861); «Принцип федерализма» (1863); «О федера­тивном принципе и единстве Италии» (1863); «Политичес­кие возможности рабочего класса» (1864).

Содержание политико-правового учения. П. Ж. Пру­дон стал рассматривать анархию как порядок, основанный не на институтах государственной власти и закона, а на ин­ституте взаимовыгодных договоров, заключаемых между индивидами, группами, семьями, городами, провинциями. Частная собственность и анархизм. По мнению Прудо­на, собственностьэто основа экономики и государства. Уже в своих первых трудах Прудон критиковал институт частной собственности, предложив посмотреть на нее без сложившихся предубеждений. В работе «Что такое соб­ственность?» он заявил, что «собственность есть кража» и поэтому является несправедливым институтом: «Соб­ственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысяче-летним существованием собственности; владение соответ­ствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожьте собственность и сохраните владение — посредством одного только этого принципиального изменения вы коренным образом измените законы, правительство, хозяйство и все учреждения: вы уничтожите зло на земле».


332 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма______

Критика государства в целом и отдельных институтов государства.

Прудон порывает с предшествующей западноевропей­ской традицией рассматривать государство как институт, без которого невозможно существование рационально мыслящих индивидов. Напротив, значение государства для общества, состоящего из образованных индивидов, может быть, по мнению Прудона, только отрицательным. Прудон заявляет о том, что чем просвещеннее становятся индиви­ды, тем быстрее в их сознании происходит разрушение представлений о какой-либо значимости для них государ­ственной власти: «Власть человека над человеком находит­ся—в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом».

Государство для образованных людей перестает быть «органом, насаждающим справедливость» и превращается в орган, делающий из людей рабов государственной власти: «Иметь правительство — это значит постоянно находиться под наблюдением, подвергаться беспрестанному надзору, шпионажу, управлению, организации, значит быть под лу­пой, под чьим-то неустанно оценивающим оком, строиться по ранжиру, быть под началом кого-то, значит быть регла­ментированным и жить в страхе перед цензурой; и все — от людей, не обладающих ни правом на это, ни мудростью, ни достоинством. Иметь правительство означает, что на каж­дом шагу, при любой сделке или операции человека отме­тят, зарегистрируют, перепишут, обложат налогом, про­штемпелюют, навесят ярлык, оценят, прикрепят патент, выдадут лицензию и милостивое разрешение, отрекомен­дуют, пожурят, изменят и выправят».

В отличие от Гроция, Гоббса и других представителей договорной теории происхождения государства, рассмат­ривающих государство как нечто разумное, Прудон пола­гал, что государство рождается из «темных» черт челове­ческой натуры.

В отличие от Руссо, который был приверженцем непос­редственной демократии, Прудон считал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, проти­воречий идей и интересов, разнообразия мнений и импуль­сивности толпы, я всегда могу спросить — каким образом можно установить аутентичность и законность такого об-


_____ 21.1. Политико -прав овое учение П. Ж. П р удона 333

паружения (общей воли. — Авт.). И это тот вопрос, на ко­торый демократия не может дать ответ».

Прудон критиковал и другие институты непосредствен­ной демократии: «Всеобщие выборы, императивный ман­дат, ответственность представителей, ограничение поля су­дебного усмотрения — все это, в конце концов, детские игрушки...»; «у меня есть веские основания вовсе не верить в эту божественную интуицию толпы, которая позволит ей с первого взгляда определить достоинство и честность кан­дидатов».

Со временем взгляды Прудона на всеобщее избиратель­ное право изменились. В 1863-1864 гг. он уже называл все­общее избирательное право «блестящим демократическим принципом», которое избирателям можно в тактических це­лях использовать (сдавать пустые бланки для голосования), показывая, таким образом, свое несогласие с существую­щим государственным режимом.

Критика законодательства. Прудон утверждал, что по­скольку законы издаются для защиты государства, рожден­ного из «темных черт» человеческой природы, то и сами законы являются средством, эксплуатации простого наро­да. Он заявлял: «Я готов договариваться, но я не желаю за­конов. Я не признаю их. Я протестую против любого по­рядка, вде власть претендует на мою свободную волю. Законы! Люди знают, что они из себя представляют, и зна­ют им цену. Хитросплетения в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь — для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками

правительства...».

Прудон отрицал законодательство, которое защищает только права собственников и не защищает прав пролета­риев; предрекал, что от кодекса Наполеона «не останется ни единого параграфа»; указывал на недостатки законов: несправедливость их содержания, их противоречивость. Не всегда лестно Прудон отзывался о правоведах, считая, что они ограничиваются «рабской ролью комментаторов и

буквоедов».

Обществу с государственным институтами и законода­тельством Прудон выдвинул альтернативу — общество, которое состоит из различных ассоциаций граждан, созда­ваемых на основе взаимовыгодных договоров, что позволя­ет сохранить неограниченную свободу индивидов. «Сво-



334 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма

бодная ассоциация, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмени­ваемых продуктов, есть единственная справедливая, истин­ная и возможная форма общества... Высшая степень совер­шенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».

Эти ассоциации уже не будут нуждаться в «централь­ной власти»: «Нет власти, нет правительства, хотя бы и са­мого народного, — вот революция».

Прудон — теоретик «мютюэлизма» — учения о добро­вольных взаимовыгодных обязательствах, которых дос­таточно для достижения социальной и экономической гар­монии: «Две семьи, два города, две провинции договари­ваются... существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».

Мютюэлизм — от фр. mutuel — взаимный.

Прудон полагал, что «господство договоров вместо гос­подства законов было бы истинным правительством чело­века и гражданина, истинным верховенством народа, рево­люцией».

В отличие от Маркса — теоретика насильственной про­летарской революции, Прудон не был сторонником на­сильственных мер при установлении общества будущего. Он выступал за мирную социальную эволюцию, которую называл «органичной революцией». Прудон заявлял: «Ис­тинно органичная революция — это результат обществен­ной жизни, и хотя у нее есть исполнители и глашатаи, она не есть дело рук кого-то одного».

Прудон допускал, что в истории действует сила провиде­ния, которая в течение всего XIX в. вела европейцев к разре­шению различных общественных кризисов (морального, мировоззренческого, политического, социально-экономи­ческого) в направлении осуществления идеи равенства. Для Прудона историческими достижениями европейской куль­туры являются постулаты:

• христианского равенства людей перед Богом;

• интеллектуального равенства (XVI-XVII вв.); равен­
ства всех перед законом (XVIII в.).

Начиная с первой трети XIX в. логика исторического процесса требует достижения равенства также и в социаль­но-экономической сфере. Поэтому Прудон в своих работах много внимания уделял обоснованию равенства в отноше­ниях между работодателями и наемными рабочими.


_____ 21.1. Полит и ко-правовое у чение П. Ж. Прудон а 335

Теория анархизма Прудона основана на идее суверени­тета личных прав индивидов и прав групп, т.е. на признании первостепенной значимости индивидуальной и коллектив-i юй свободы в обществе.

Аналогичное представление было присуще и Бенжамену Констану — теоретику политического либерализма.

В отличие от Констана Прудон для реализации идеи су­веренитета личных прав индивидов и прав групп: вначале предлагал государство уничтожить, затем смягчил свою позицию и стал предлагать государство упростить.

Для того чтобы «государство упростить», необходимо провести децентрализацию государственной власти через федерализацию, что обеспечило бы широкое самоуправле­ние на местах. Прудон отрицательно отнесся к образова­нию в то время централизованных государств (в Германии и Италии) именно потому, что это противоречило его представлениям о человеческом прогрессе.

Таким образом, Прудон — сторонник принципа федера­лизма, который позволит:

S сохранить «суверенную независимость» тысячам го­родов и деревень;

S избежать централизованного государственного управ­ления этими субъектами по законам «завоевания».

Централизацию Прудон признавал необходимой для обеспечения единства нации, но она должна создаваться снизу, от периферии к центру.

В конце своей жизни Прудон все чаще и чаще называл себя федералистом, а не анархистом, считая, что федера­ции — это будущее человечества: «Двадцатый век откроет эру федераций». Добровольно создаваемые федерации представлялись Прудону средством достижения гармонии между свободой и властью: «Федерация разрешает все про­блемы, которые возникают из-за нужды сочетать свободу и власть. Французская революция обеспечила основы для нового порядка, секретом которого обладает ее наслед­ник — рабочий класс. Это новый порядок: объединить всех людей в "федерацию федераций"».

В 1848 г. в Париже и Лионе стихийно возникли добро­вольные производственные объединения рабочих, в кото­рых был реализован принцип рабочего самоуправления. Эта форма показалась Прудону революционной, так как она исключала необходимость существования государства:


336 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма

«Мы, рабочие, объединенные или почти объединенные, — не нуждаемся в государстве... Социализм является проти­воположностью государственности... мы хотим, чтобы эти объединения были... первым компонентом в широкой фе­дерации объединений и групп, объединенных в общую связь демократической и социальной республикой».

Вместе с тем Прудон полагал, что такого рода рабочее, самоуправление и то государственное управление про­мышленными предприятиями, о котором писали Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии», не смогут сосуществовать: «пока централизация продолжает обеспечивать постоянным доходом мощное государство, ничто не может быть достигнуто посредством спонтанной инициативы или путем независимых акций групп или ин­дивидуумов».

При рабочем самоуправлении, считал Прудон, рабочие будут:

■S иметь неотделимую долю в собственности компании;

S должны «пройти через все ступени работы в промыш­ленности», чтобы стать всесторонне подготовленными;

•S сами устанавливать свое рабочее время;

•S сами выбирать своих руководителей, инженеров, бух­галтеров и др.

В 1857 г. Прудон разочаровался в рабочих объединени­ях, признав, что руководители этих объединений преврати­лись в таких же самых «буржуазных эксплуататоров»; все несправедливости капиталистических компаний «были еще более раздуты в так называемых братствах». Однако он не отказался от самой идеи рабочего самоуправления, а поиск и применение новых форм ее реализации он пони­мал как «экономическую и общественную необходимость». Прудон полагал, что если не будет решен вопрос рабочего самоуправления, то «в этом враждебном мире для него (пролетария. — Авт.) не останется никакой надежды».

Прудон выработал теорию синдикализма, включающую в себя концепцию рабочего самоуправления, а также кон­цепцию профессионального федерализма. Он высказывал­ся за создание промышленных федераций и сельскохозяй­ственных объединений рабочих. Именно эти федерации, а не отдельные рабочие объединения или само государство Прудон хотел наделить правом владения всеми средствами производства.


21.1. По л итико-п р авовое учен ие П. Ж. Прудона Синдикат

___ „ название профсоюзов во Франции.

11рудон критиковал коммунистическую теорию бабувис-i он. Бабувисты предполагали установить в обществе факти­ческое равенство через введение института общественной собственности, но при этом делали ставку на насильствен­ную революцию. Прудон же полагал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует применения насилия: «Коммунизм предписывает своим членам пассивное повиновение, не­совместимое с рассуждающей волей человека; он не допус­кает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все способности человека принадлежат государ­ству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Соб­ственность есть эксплуатация слабого сильным; комму­низм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это

гнет и рабство...».

Прудон высказал идею «научного управления» обще­ством: «Все вопросы внутренней политики должны разре­шаться согласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международ­ной статистики. Наука о правительстве или о власти долж­на быть, представлена одной из секций Академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право пред­ставлять в Академию наук записку, то всякий сделается за­конодателем; но в силу того, что мнение человека принима­ется в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разума, ник­то не может быть царем.

Все относящееся к области законодательства и полити­ки является объектом науки, но не убеждений: законода­тельная власть принадлежит разуму, систематически изу­ченному и обоснованному».

* * *

Идеи П. Ж. Прудона были популярны в социалистичес­ком движении Франции и других стран Европы в середине XIX в. Прудонисты пользовались влиянием на первых трех конгрессах (1866—1868) I Интернационала.

Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» отнесли работу Прудона «Философия нищеты» к


338 Глава 21. Политико-правовая идеологи я анархизма

произведению, в котором обосновывается «буржуазный со­циализм», цель которого — «излечить общественные неду­ги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».

Идеи французского философа оказали заметное влия­ние на анархистские проекты отечественных мыслите­лей — М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: