25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж (1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха. Революции в России, Первая и Вторая мировые войны.
Биография. Ж. Гурвич родился в Новороссийске, в семье банкира. С ранних лет много путешествовал. Учился в Ростове и Риге, в первые годы студенчества (1912-1914) — в Германии и России, проявил интерес к юриспруденции, философии и социологии. Дипломная работа Ж. Гурвича «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» была написана по-русски и опубликована в 1915 г. Академическая карьера Гурвича началась в России: с 1915 по 1920 г. он готовится к преподавательской деятельности, а затем читает лекции в Петроградском университете. Свидетель революционных событий в России.
В 1920 г. Гурвич эмигрирует в Прагу, а затем переезжает во Францию, где в 1929 г. получает гражданство. Университетская карьера Гурвича во Франции началась в 1935 г. в Страсбурге. Он занимается философией права, изучением юридических институтов, теоретической социологией и др.
|
|
В 1940 г. в связи с фашистской оккупацией Гурвич вынужден покинуть Францию. Переехав в США, он возглавляет Французский институт социологии в Свободной школе
высших исследований Нью-Йорка. Изучает, воспринимая довольно критически, американскую эмпирическую социологию. В конце Второй мировой войны Гурвич, оставаясь приверженцем идеи социального права, стремится повлиять на будущую конституцию послевоенной Франции, публикуя работу «Декларация Социальных прав» (1944).
После возвращения во францию в 1945 г. продолжает свою университетскую карьеру: с 1949 г. он — профессор Сорбонны. Гурвич много и плодотворно работает за границей: читает лекции в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина), Японии, Канаде, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Европе (Италия, Югославия, Греция), где всякий раз непосредственно знакомится со значимыми явлениями XX в. (революции, контрреволюции, культурный национализм и т.п.)
Логическое основание политике-правового учения. Теория анархизма Прудона, теория синдикализма Сореля, психологическая теория права Петражицкого, теория «живого права» Эрлиха и др.
Основные работы: «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» (1915); «Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо» (1918); «Философия права Отто Гирке» (1922); «Введение в общую теорию международного права» (1923); «Идея социального права» (1932); «Настоящее время и идеи социального права» (1932); «Юридический опыт и плюралистическая философия права» (1935); «Элементы юридической социологии» (1940); «Декларация социальных прав» (1944); «Понятие социальных классов» (1956); «Прудон, его жизнь и дело» (1965).
|
|
Содержание политико-правового учения. Ж. Гурвич разработал новую оригинальную историческую типологию права (табл. 20). Согласно этой типологии развитие права представляет собой последовательную смену трех типов права.
Один тип права отличается от другого базовыми идеями и ценностями:
древнее право —> право, которое сформировалось в XVIII в. -> современное право.
454 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Таблица 20 Исторические типы права
Древнее право | Право, сформировавшееся в XVIII в. | Современное право |
Воплощает собой идею: | ||
субординации | координации | интеграции |
Основывается на принципе: | ||
распределительной справедливости | справедливости социальной | коммутативной справедливости |
Соответствует господству в правоведении теорий: | ||
• божественного происхождения права; • королевского суверенитета | договорного происхождения права | в которых источником права выступает само общество |
Свидетель революционных событий в России, Гурвич не принял государственный социализм. Это нашло отражение в его научном творчестве, когда Гурвич разрабатывал свою теорию социального права. Появлению этой теории способствовали не только осмысление практики создания «заводских советов» в России, но и анархизм Прудона, синдикализм Сореля, психологическая теория права Пет-ражицкого, теория «живого права» Эрлиха.
Теория социального права была развита Гурвичем в двух диссертационных работах: «Идея социального права», «Настоящее время и идеи социального права», которые он опубликовал в 1932 г., а также в последующих работах.
Социальное право — право интеграции и сотрудничества — Гурвич противопоставляет индивидуальному праву, основанному на недоверии. Гурвич противопоставлял свое понимание «социального права» другим его интерпретациям, которые получили распространение на Западе еще в конце XIX в. Гурвич так определяет свое отношение к последним: «Термин "социальное право" очень часто воспринимается в смысле права, связанного с "социальной политикой государства", особенно с государственным законодательством, которое считается с "социальным вопросом". Тогда под "социальным правом" понимают просто со-
25.1. Правов ое учение Жоржа Гурв ича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство государства в сферу экономики».
Такое представление о социальном праве Гурвич считал теоретически ошибочным, а использование его на практике — угрозой самим устоям западной демократии: «Если бы речь шла о "социальном праве" только как о регламентации посредством мер помощи и распределения материальных благ, то авторитарные и тоталитарные режимы, в принципе, были бы также способны, как и демократии, осуществить подобное "социальное право", заботясь о материальном благополучии производителей и потребителей, ставших рабами!».
Гурвич предложил рассматривать социальное право абсолютно иначе. Он полагал, что все группы и индивиды:
S не являются пассивными получателями благотворительных мер государства;
S автономно создают свое социальное право, следуя
своим интересам;
•/ сами контролируют его применение. Социальное право — это всегда:
• право, которое возникает спонтанно и независимо от
государства;
• «право интеграции», которое противоположно:
-> «праву разграничительной координации»,
-> «праву субординации или господства» и др.;
• право, основанное на доверии и взаимопомощи, и этим
|
|
оно отличается:
-> от «права субординации», которое основано на подчинении,
-» «права разделения», которое основано на недоверии, ->■ «права разграничительной координации», которое основано на конфликтах;
• право, которое рождает «каждая активная группа, осу
ществляя позитивные ценности»;
Представляется, что Гурвич, признавая источником социального права лишь общества, преследующие позитивные ценности, дистанцируется от своего учителя Петражицкого, признающего право и мафиозных групп, как разновидность неофициального права.
• право, которое способствует «юридической автономии
заинтересованных лиц и побуждает их к самоуправлению»;
456 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...____
• право, как и любое другое право, представляет собой не только объективное право, но и право субъективное (как «систему» субъективных прав).
Концепция правового плюрализма. Понятие социального права Гурвича лежит в основе его представлений о правовом плюрализме, существующем в обществе. В современном обществе он выделял разные автономные источники права: международные организации, профсоюзы, предприятия и т.д. Вслед за Эрлихом, рассматривавшим общество как совокупность «союзов», каждый из которых создает свое право, Гурвич, исходя из факта разнородности общества, обосновывает существование «юридического плюрализма в жизни права». Гурвичу принадлежит следующая мысль: «Каждая группа и каждая совокупность в действительности способны порождать свой собственный автономный юридический порядок, регулирующий их внутреннюю жизнь».
Эти «автономные юридические порядки» находятся в процессе непрерывного взаимодействия: «Группы и их совокупности не ждут вмешательства государства для того, чтобы участвовать как автономные очаги юридической регламентации в сложном сплетении жизни права, где различные правовые порядки сталкиваются, борются, взаимопроникают, уравновешиваются и иерархически выстраиваются самым разнообразным способом».
|
|
Таким образом, полагает Гурвич, правовая сфера жизни общества значительно шире и не сводится исключительно к праву, создаваемому государством.
Отправной точкой его учения о правовом плюрализме является общество, а не государство. Правовой плюрализм современного общества представлялся Гурвичу состоящим из государственного права и других видов права, между которыми существуют отношения либо приоритета, либо равенства, либо зависимости: «Государственное право есть только островок, более или менее протяженный в огромном океане правовых порядков различных видов: либо высших (спонтанное право Нации, международное право), либо эквивалентных (право Национальной Экономической Организации и др.), либо таких, чья юридическая устойчивость зависит от государственного права». Гурвич различает в любой социальной группе: У «суперструктуру», т.е. аппарат управления, созданный самой группой;
•S собственно саму группу.
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Он считает, что суперструктуры могут самостоятельно создавать «социальное право», которое имеет «организационный» характер. Однако устройство этих суперструктур должно быть таким, чтобы они оставались «полностью открыты проникновению со стороны живого социального права, которое вытекает из этого сообщества». Если этого не сделать, то, заключает Гурвич, «автономное право организаций вырождается в субординационное право господства».
Примером «социального организационного права» может служить право, которое рождается на капиталистическом предприятии, суперструктура которого включает в себя «рабочее представительство» («советы по контролю» и «советы по управлению»). Только в этом случае суперструктура, полагал Гурвич, «открывается нижестоящему сообществу рабочих и укореняется в нем» и рождает «социальное организационное право».
Таким образом, Гурвич различает «живое социальное право» и «организационное социальное право». Этим он развивает и углубляет теорию «живого права» Эрлиха.
Декларация социальных прав. В конце второй мировой войны Гурвич, оставаясь приверженцем идеи социального права, стремился повлиять на будущую конституцию послевоенной Франции, опубликовав работу «Декларация социальных прав» (1944). Декларация социальных прав должна закреплять социальные права групп, сообществ и индивидов. Гурвич предлагал дополнить предшествующие Декларации прав человека социальными правами, которые единственно способны обеспечить в послевоенную эпоху общественную интеграцию.
Под социальными правами Гурвич понимал:
• права на участие групп и индивидов в деятельности
сообществ, в которые они интегрированы;
• права, гарантирующие демократический характер са
мих этих сообществ.
В качестве примеров социальных прав Гурвич называет следующие:
S права производителя;
S права потребителя;
S права индивидов и групп осуществлять контроль над всякой властью, которая возникает в группе или сообществе, в которые эти индивиды и группы интегрированы;
S права каждого индивида и права каждой группы обратиться к группе или к сообществу групп, если опасность
458 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
для их свободы исходит от другой группы или другого сообщества;
•S право на свободу самих групп;
S право на свободу каждого внутри групп;
•/ право на свободу одной группы от другой.
Гурвич сделал предложение «дополнить Декларацию политических прав Декларацией социальных прав — провозгласить права производителей, потребителей и человека; права как индивида, так и групп, на эффективное участие во всех аспектах жизни, работы, безопасности, благосостояния, воспитания, культурного созидания, так же как и на все возможные проявления юридической автономии, демократического контроля, посредством самих заинтересованных, на самоуправление и судебную деятельность».
Ж. Гурвич внес огромный вклад в развитие социологии в университетах Франции, явился создателем и вдохновителем Центра социологических исследований (1946) и ряда других проектов. Его идеи спонтанного права стали вновь актуальны во Франции после 1968 г. Во Франции именно Гурвичу принадлежит заслуга в системно разработанной концепции правового плюрализма.
Идеи Гурвича используются в работах современных политических антропологов (Жорж Баландье и др.).
25.2 Нормативистская теория права и государства Ганса Кельзена
Кельзен Ганс (1881-1973) — австрийский юрист, основатель теории правового нормативизма, или «чистого учения о праве».
Эпоха. В начале XX в. на политической карте Западной Европы появились новые названия — названия республик, сменившие собой бывшие монархии. Катализатором этих изменений стала Первая мировая война. В 1919 г. образовалась Веймарская республика, в 1920 г. — Австрийская республика. В Австрии в 1921 г. был создан первый в Западной Европе Конституционный Суд.
В 1933 г. после прихода к власти в германии нацистов началась эмиграция европейских ученых в другие страны (Швейцария, США).
25.2 Нормативи стск а я тео рия права.■■ Г анса К ельзен а 459
После второй мировой войны началось противостояние двух систем — капитализма и социализма, и одновременно возрасла роль ООН и международного права в поддержании международного правопорядка.
В XX в. окончательно сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позитивизм продолжал разработку логики юридических конструкций, приемов толкования и применения правовых норм. Наиболее развернутое изложение и обоснование юридический позитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена.
Биография. Ганс Кельзен родился в Праге. С 1917 по 1940 г. — профессор Венского, Кёльнского, Женевского университетов.
Многие годы принимал активное участие в политической жизни своей страны: разработал проект Конституции Австрийской республики 1920 г., был одним из создателей и судьей первого в Европе Конституционного суда Австрии (1921—1929). В 1933 г. был вынужден эмигрировать из Германии, спасаясь от нацистского преследования. Жил вначале в Швейцарии, а с 1940 г. обосновался в США, где получил гражданство. С 1942 г. и до конца жизни был профессором Калифорнийского университета.
Логическое основание политико-правового учения. Философия неокантианства, сторонники которой различали науки о сущем и науки о должном: первые изучают явления природы и общественной жизни, исходя из законов причинности, вторые — нормативный порядок человеческих отношений. Правоведение Кельзен относил к наукам о должном, рассматривая его как нормативную социальную науку, задача которой заключается в описании и познании правовых норм (правил должного) и созданных ими отношений между людьми. Правоведение в таком понимании противопоставлялось Кельзеном социологии права как каузальной науке.
Основные работы: «Проблема суверенитета и теория международного права» (1920); «Социологическое и юридическое понятия государства» (1922/1962); «Общая теория государства» (1925/1966); «Чистое учение о праве» (1934/1960); «Трансформация международного права во внутригосударственное право» (1936); «Общество и природа: социологическое исследование» (1943); «Коммунистическая теория права» (1945); «Общая теория права и государства» (1945).
460 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Содержание политико-правового учения. «Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки; очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспруденция совершенно некритично "расширилась" за счет психологии и социологии, этики и политической теории»; от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой».
Право как совокупность норм права. Кельзен определил функции норм права так:
• регулируют человеческое поведение. Кельзен допуска
ет, что так было не всегда: «это относится лишь к соци
альным порядкам цивилизованных народов, так как в древ
них обществах поведение животных, растений и даже
неодушевленных предметов регулировалось правопоряд
ком наряду с поведением людей»;
• предусматривают возможность применения принужде
ния к виновным лицам через причинение им зла: «Это зло
выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, матери
альных и прочих благ, и оно причиняется виновному также
и против его воли, а при необходимости — с применением
физической силы, т.е. принудительно».
Право как иерархия норм права. Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждого уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня.
Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавливающей системное единство всех норм национального права, является гипотетическая основная норма (Grundnorm). Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативи-стской теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой «мысленное допущение» — трансен-дентально-логический постулат. Основная норма выражается следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция». Без основной нормы нельзя утверждать, что нормы Конституции, которые расположены на ступень ниже основной нормы, производны от нормы более высокого уровня.
Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая.
25.2 Нормативистская теори я права... Ганса Кел ьзена 461
Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность которых определяется «общими нормами».
Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств. Кельзен признавал приоритет норм международного права по отношению к нормам национального права. Национальное право каждого отдельного государства должно соответствовать общей норме международного права: «Основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка....Тогда единственно истинная основная норма, норма, которая не создается правовым процессом, а предполагается юридическим мышлением, есть основная норма международного права».
Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государство — это определенный срез системы законодательства:
S конституционного;
^административного;
•/ о судоустройстве.
Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.
Он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок. Термин «правовое государство» -- это плеоназм (речевое излишество), считает Кельзен.
Концепция «иерархического правопорядка» Г. Кельзена во многом отразила правовую реальность современных конституционных государств. «Чистое учение о праве» Кельзена не осталось незамеченным среди французских правоведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение в Латинской Америке, где нашла не только многочисленных сторонников, но и противников. Весомым оказалось влияние Кельзена на австрийских правоведов (А. Меркль, А. Фердросс), последователей Венской школы права, основанной Кельзеном. Распространенная в настоящее время концепция примата международного права над внутригосударственным, представленная в трудах Кельзена, — существенный вклад в теорию международного права.
462 Глава 25. Политические и п р авовые учения на Западе...___
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда
Паунд Роско (1870-1964)— американский правовед, представитель социологической школы права.
Эпоха. В XX в. США развивались в направлении создания высокоиндустриального (и, как следствие, цивилизованного) общества, в котором, по мнению многих американских ученых, человек может лучше всего реализовать все свои способности. Проблема гармонизации интересов и ценностей индивидов и всего общества при помощи права в наибольшей степени волновала американских правоведов. Право воспринималось как важное средство обеспечения социального контроля, а юристы-практики — как «социальные инженеры».
Прецедентная правовая система США и хорошо развитая прикладная социология создали благоприятную среду для восприятия возникшей в Европе социологической юриспруденции, многочисленные последователи которой внесли заметный вклад в развитие мировой юридической науки.
Биография. До того как стать правоведом, получил степень бакалавра (1888), затем доктора ботаники. Составлял ботаническую карту штата Небраска (1892-1903) и обнаружил редкий вид грибов, получивший позднее название Roscoponndia. Изучал право в Гарвардском университете (1889-1890), был принят в коллегию адвокатов штата Небраска. Сочетал практическую работу с преподаванием в университете этого штата (1890-1903). Паунд был членом комиссии по апелляционным делам Верховного суда штата Небраска (1901-1903), а также членом комиссии по разработке проектов единообразных законов этого штата (1904-1907). В 1906 г. сделал доклад перед американской ассоциацией адвокатов «Причины неудовлетворенности общества отправлением правосудия», принесший ему широкую известность. Многие годы преподавал в Гарвардском университете (1910-1947), на протяжении ряда лет был деканом Гарвардской школы права.
Логическое основание политике-правового учения. Под влиянием философии прагматизма признал необходимость рассматривать полезность, т.е. практическое значение, права для общества, а не рассуждать о его идеальной природе.
25.3. Социологическая юриспру д енция Роско Паунд а 463
Испытал на себе влияние европейских правоведов социологической ориентации: Р. Иеринга и Е. Эрлиха. Использовал понятие «социальный контроль», автором которого является американский социолог и психолог Эдуард Олсу-орт Росс (1866-1951).
Э.О. Росс — автор работы «Социальный контроль: Исследование оснований порядка» (1904).
Основные работы: «Современная правовая теория» (1940); «Социальный контроль через право» (1942); «Социология права» (1950); «Введение в философию права» (1954); «юриспруденция» (1959); «Механическая юриспруденция» (1960).
Содержание политике-правового учения. Р. Паунд видел цель права в примирении и гармонизации интересов сталкивающихся сторон.
В работе «Современная правовая теория» (1940) Паунд обратился к проблеме интересов, защищаемых правом. Вслед за Иерингом Паунд уточняет понятие интереса. Под интересом он предлагал понимать притязание лица, безотносительно к тому, выгодно это притязание самому лицу или нет. Необходимо лишь точно определить, полагал Паунд, что «представляют собой притязания и требования, подлежащие признанию, учету и защите со стороны законодателей и судов».
Паунд выделил три группы интересов, закрепляемых правом:
1) публичные интересы (интересы государства). В каче
стве примера публичного интереса Паунд называет при
тязание штата на собственное достоинство: «право на
предъявление иска от имени штата не прекращается в силу
пропуска неаккуратным чиновником штата срока исковой
давности»;
2) индивидуальные интересы:
•S интересы личности, которые касаются физической неприкосновенности, свободного выражения своей воли, свободного выбора места пребывания, свободы договора и предпринимательской деятельности, свободы совести личности;
S интересы членов семьи, которые касаются притязаний супругов на невмешательство в их семейные отношения кого-либо извне; притязаний одного супруга к другому; притязаний родителей к детям; притязаний детей к родителям; притязаний иждивенцев;
464 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
•S субстанциональные интересы, которые составляют экономическую основу существования индивидов и имеют прямое отношение к их собственности.
3) общественные интересы: общей морали, общей безопасности, защиты общественных ресурсов от расточительства, общего прогресса, защиты человеческой жизни и др.
Р. Паунд признавал большую роль теории права для цивилизованного развития юридической практики. Юридическая практика не должна, полагал он, развиваться методом проб и ошибок. Вначале теория нрава должна выработать правовые аксиомы — правовые постулаты цивилизованного общества, с помощью которых можно было бы оценивать различные интересы и соотносить их между собой. Паунд писал: «Всякое новое притязание, па признании которого настаивает истец, оценивается на базе таких постулатов. Получив такое признание, данное притязание соотносится с иными юридически признанными интересами на базе тех же самых постулатов. Наконец, после отграничения рассматриваемого притязания от прочих законных интересов оно получает судебную защиту, определяемую па основе этих же постулатов».
Пауид сформулировал пять правовых аксиом (правовых постулатов), которые необходимо использовать в цивилизованном обществе для оценки притязаний субъектов частного права:
1) «люди должны быть способны полагаться на то, что
другие не будут допускать посягательств па их интересы»;
2) «люди должны быть способны полагаться на то, что
они вправе владеть и управлять к собственной выгоде тем,
что они присвоили для своего использования, что они со
здали собственным трудом, и что они приобрели в соответ
ствии с существующим социальным и экономическим по
рядком»;
3) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, с которыми вступают в признанные обществом отноше
ния, будут действовать добросовестно и, следовательно:
• вправе действовать с учетом разумных ожиданий, вы
текающих из их обещаний или иного поведения;
• будут осуществлять свою предпринимательскую дея
тельность в соответствии с ожиданиями, вытекающими из
относящихся к ней нравственных чувств общества;
• будут возвращать в натуре либо возмещать то, что по
ступило к ним по ошибке, нечаянно и ненамеренно за чу-
25.3. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 465
жой счет, и на получение чего они при соответствующих обстоятельствах не могли разумно рассчитывать»;
4) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, которые занимаются определенной деятельностью, бу
дут действовать с надлежащей степенью предусмотритель
ности и осторожности, с тем, чтобы не подвергнуть других
лиц неразумно высокому риску причинения вреда»;
5) «люди должны быть способны полагаться на то, что
те, кто владеет вещами, способными выйти из-под контро
ля и причинить вред, не допустят утраты над ними разум
ного контроля».
Паунд признавал, что перечень этих правовых постула~ тов является открытым, так как с развитием цивилизации заявляют о себе все новые и новые притязания, и этот перечень необходимо постоянно расширять:
«Еще один новый правовой постулат выражается в том, что в современном индустриальном обществе использующие наемный труд предприятия несут бремя того, что можно назвать "износом людских ресурсов" (human wear and tear) в ходе осуществляемой ими деятельности».
Право как социальная инженерия. Деятельность юристов по установлению рационального порядка в обществе можно уподобить деятельности инженеров, поэтому право — это «социальная инженерия»: «О работе инженера судят по ее соответствию поставленным целям, а не по тому, соответствует ли она некоей идеальной форме, принятой в силу традиции. В отличие от прошлого века мы так же подходим к деятельности юристов, судей, законодателей».
Право, позволяющее осуществить в жизни цель примирения и гармонизации сталкивающихся интересов, — это социальный инструмент, средство обеспечения высшей формы социального контроля над людьми. Если в эпоху Античности, Средних веков и в Новое время социальный контроль осуществлялся в основном при помощи религии и морали, то в XX в. этот контроль осуществляется уже посредством права, а «все остальные виды социального контроля действуют под надзором и в соответствии с требованиями права». Право — это «высокоспециализированная форма социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного или административного процесса».
16 М. Н. Марченко
466 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
Три измерения права. Паунд понимает право как:
1) правопорядок, т.е. режим установленных отношений,
поддерживаемый систематическим применением принуж
дения со стороны государства;
2) совокупность нормативно-правовых актов (законода
тельство штата Невада и т.д.);
3) процесс отправления правосудия, который может осу
ществляться либо на основе второго понимания права,
либо самостоятельно («юстиция без права»: суд творит но
вое право, не будучи связан ни законом, ни прецедентом).
Приверженности судей «механической юриспруденции», которая предпочитает логическую дедукцию из заранее определенных правовых понятий, игнорируя современную действительность «индустриального общества», Паунд противопоставляет судебный процесс — гибкий и чуткий к потребностям жизни. Значительно сильнее, чем абстрактные правовые нормы, на фактическое поведение людей воздействуют судейские решения, принимаемые в зале судебных разбирательств.
Классификация права. Паунд различает:
• «право в книгах» (законодательство);
• «право в действии» (правопорядок, судебный и адми
нистративный процессы).
* * *
Правовые взгляды Роско Паунда снискали ему репутацию одного из наиболее авторитетных представителей социологической юриспруденции в США и получили широкий резонанс среди американских судей.
25.4. Реалистическая школа права в США
Эпоха. Реалистическая школа права возникла в 1920-е гг. и имела популярность между двумя мировыми войнами. Ее появление связано с расширением судейского усмотрения и представлением о том, что закон — не более чем материал, предоставленный в распоряжение судей. Очевидным был также факт логической неопределенности прецедентов, что позволяло судьям находить обоснование для противоположных решений.
Содержание правовой теории «реалистов». Школа правового реализма — это теоретическая оппозиция школе
25.4. Реалистич еская школа права в СШ А
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты применения законодательства в суде.
Представителям школы правового реализма присуще скептическое отношение к «нормам на бумаге». Право для них состоит не из правил (закон и прецедент — это всегда правила), а представляет собой деятельность лиц по разрешению конфликтов, а также решения судей и других администраторов по конкретным делам.
Логическое основание политико-правового учения. «Реалистов» интересует бихевиористский (поведенческий) подход к праву, поэтому они переносят центр правовых исследований на изучение поведения судей и других должностных лиц административного аппарата. Согласно теории бихевиоризма поведение человека есть совокупность реакций организма на раздражители внешней среды. «Реалисты» рассуждают по аналогии: если медицина — это деятельность врача, который лечит больного, то право, если оно претендует на социальный эффект, должно рассматриваться как деятельность лиц, которая направлена на разрешение конфликтов.
Различают два варианта правового реализма:
1) умеренный (Карл Ллевелин);
2) крайний (Джером Фрэнк).
Ллевелин Карл Никерсон (1893-1962)— американский правовед, испытал на себе влияние идей Роско Паунда. Был руководителем проекта по созданию Единообразного торгового кодекса США. автор работ по социологии права, й также по организации адвокатуры и профессиональной ответственности адвокатов.
Основные работы: «Немного реализма о реализме» (1931); «Право и социальные науки» (1949).
Содержание политико-правового учения. К. Ллевел-лин признает наличие норм права («бумажных норм», содержащихся в законах и прецедентах), но считает, что суд может принимать их во внимание или игнорировать. Уверенности норма права не дает.
■< Ллевеллин выражал «скепсис по отношению к нормам». Он сводил понимание права к правоприменительной деятельности и ее результатам: «Действие, относящееся к сфере споров, являются сферой права. И люди, которые осу-
16*
468 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
ществляют это действие, например судьи, шерифы, клерки, тюремщики или адвокаты, являются официальными выразителями права. То, что эти официальные лица решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право».
Фрэнк Джером (1889-1957) — американский юрист, с 1940 г. был судьей Апелляционного суда США второго округа.
Основная работа: «Право и современное сознание» (1930).
Содержание политике-правового учения. Свою концепцию характеризовал как «конструктивный скептицизм». Для Фрэнка характерен «скепсис по отношению к фактам», которые будет учитывать судья при рассмотрении дела: «Доказательствами служат устные и противоречивые показания, что и происходит в большинстве судебных процессов». Фрэнк здесь имеет в виду показания свидетелей. Свидетели, как и все люди, склонны заблуждаться: «Часто ошибаются в отношении того, что они видели и слышали, либо в своих воспоминаниях об увиденном, либо в пересказе своих воспоминаний на суде».
Судьи, как и присяжные, могут иметь предвзятые мне^ ния, зачастую бессознательные, неизвестные им самим. Эти предвзятые мнения могут быть в отношении адвоката или одной из сторон процесса. Они могут носить характер расового или религиозного неприятия.
У присяжных и судей могут быть бессознательные симпатии и антипатии по отношению к женщинам (незамужним, рыжим или брюнеткам); мужчинам с низким голосом; тем, кто в очках с толстыми стеклами, тем, у кого нервный тик. Судья решает конкретное дело на основе не правовых норм или других логических доводов, а руководствуясь интуицией, чувством симпатии или антипатии, иррациональными импульсами, т.е. факторами «глубинной психологии».
Ссылка на норму — это лишь дань мифологическим пережиткам о праве как стабильной нормативной системе, и делается она уже после того, как решение фактически созрело в сознании судьи. В связи с этим право может варьироваться в зависимости от личности судьи, которому выпал случай решать дело; всегда носит оттенок неопределенности.
Идеал Фрэнка — «совершенно взрослый юрист», который не нуждается в авторитете и культивирует конструк-
_____ 25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена 469
тивное сомнение, помогающее ему развивать право в соответствии с требованиями развивающейся цивилизации.
Фрэнк различает:
■S действительное право, под которым понимается состоявшееся судебное решение;
•S вероятное право, т.е. предполагаемое судебное решение.
«Реалисты» показали, что судебный процесс часто является субъективным и непредсказуемым и подчеркнули ограниченность правовых норм в качестве средств, однозначным образом определяющих судебное решение.
25.5. Неотомистская теория права Жака Маритена
Маритен Жак (1882-1973) — французский религиозный философ, представитель неотомистской теории права.
Эпоха. Первая и Вторая мировые войны. Создание международных институтов, призванных защитить права человека (ООН, Всеобщей декларации прав человека и др.). все это обусловило обращение католического философа Маритена к проблеме прав человека.
Биография. Ж. Маритен родился в протестантской семье, но затем принял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В университетские годы увлекался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическую веру. Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании.
Многие годы Маритен посвятил преподавательской и политической деятельности: читал лекции не только во Франции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. — профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет — посол Франции в Ватикане. В 1948-1960 гг. — вновь в Принстонском университете. Основные работы: «Первенство духовного» (1927); «Интегральный гуманизм» (1934); «Права человека и есте-
470 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
ственный закон» (1942); «Христианство и демократия» (1943); «Принципы гуманистической политики» (1944); «Человек и общее благо» (1947); «Человек и государство» (1951); «Философия морали» (1960).
Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (экзистенциализм и др.).
Вслед за Фомой Аквинским, Маритен считал, что естественное право восходит к вечному Божественному закону (lex aeterna), который является идеальным рациональным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что не божественно, и согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие Божьи сознания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному Закону».
Содержание политико-правового учения. Понятие естественного права и проблемы его познания. Маритен поставил перед собой цель вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.
Маритен дистанцируется от понимания естественного права школами:
• юридического позитивизма. Для представителей шко
лы юридического позитивизма (Джон Остин и др.) есте
ственное право представляется лишь метафорой;
• рационалистического естественного права. Для пред
ставителей школы рационалистического естественного
права (начиная с Гуго Гроция) естественное право — это
реальность, открытая для своего понимания человеческим
разумом.
Маритен рассматривает естественное право с онтологической и гносеологической точек зрения.
С онтологической точки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловлены одинаковой человеческой природой и совместимы с ней. Раскрывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделенное разумом»; он «имеет цели, которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех».
Естественное право обеспечивает нормальное функционирование человеческого рода. Все многообразие правил
_____ 25.5. Неотомистская теория п рава Жака Маритен а 471
естественного права соответствует всем моральным законам (не только исходным и основополагающим, но и малозначительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осознают в отдаленном будущем).
Маритен вносит элементы неопределенности и динамичности в понимание естественного права, поскольку невозможно дать всеобъемлющую характеристику сущности человека: «Ангел, который своим ангельским способом познал бы человеческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное право в его бесконечности и протяженности. Мы не знаем».
Такого рода подход к пониманию сущности человека и естественного права, соответствует философии экзистенциализма.
Естественное право с гносеологической точки зрения представляется Маритену познаваемым, хотя оно не является правом писаным.
Традиция понимать естественный закон как неписаный закон восходит, согласно Маритену, к античности, а именно, к героине трагедии Софокла — Антигоне, которая похоронила своего брата вопреки приказу царя Креонта: «Антигона, которая осознавала, что, преступая человеческий закон и неся за это кару, она подчиняется высшему повелению, неписаным и непреложным законам, является вечной героиней естественного права, поскольку, как она говорит, этот неписаный закон не был создан доброй волей вчерашнего или сегодняшнего дня».
Существование неписаного естественного закона признавали также греческие философы, римские стоики и Цицерон, апостол Павел, Августин, Фома Аквинский, Гроций и др.
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон» (Послание Святого Павла к Римлянам).
В этом ряду мыслителей Маритен особо выделяет Фому Аквинского, признавая тот факт, что «он один постиг суть дела в целостном и последовательном учении, которое, к сожалению, было сформулировано посредством недостаточно четких терминов».
Неписаная форма естественного закона существенно усложняет его познание. Маритен считает невозможным априорно и во всех аспектах определить «нормы человечес-
472 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
кого поведения посредством декретов, которые, как считалось предписаны Природой и Разумом, но в действительности сформулированы лроизвольно и искусственно». Такой подход, связанный с искусственной систематизацией и рационалистической переработкой естественного права, восходит к Гуго Гроцию, ко времени пришествия «математического мышления».
Действительно, правила естественного права, сформулированные Гроцием, представляются математическими аксиомами: воздержись от присвоения чужого имущества, верни незаконно удерживаемую вещь и т.п.
Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...человеческий разум не открывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометрических теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т.е. путем рационального познания».
Понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа — «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественного права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не следует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей возможна любая ошибка и любое искажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и бесконечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некоторых народов инцест и воровство считались добродетельными поступками. Паскаля это шокировало. Все это не доказывает ничего противоречащего естественному праву, — не более чем ошибка в сложении доказывает что-либо противоречащее арифметике...».
Как же тогда познать естественное право, которое имеет лишь неписаную форму? Рационалистическая теория права предполагала, что естественное право открыто для разума. Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права.
_____ 25.5. Неотомистская т е ория права Жака Маритена 473
Фома Аквинский полагал, что к «естественному закону относится все то, к чему человек имеет природную склонность».
Из этого следует, что естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность: «...Это неясное, несистематическое, жизненное познание посредством сопричастности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мелодии, которую создают в субъекте вибрирующие струны вечных устремлений».
Конгениальность — совпадение по духу или по образу мыслей.
Для того чтобы познать естественное право, необходимо подключить моральное сознание добродетельного человека, мистическое сознание созерцателя, поэтическое сознание художника.
Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права:
• люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и
запрещений;
• лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем
убить какое-либо животное;
• «семейная группа должна подчиняться неким установ
ленным образцам поведения»;
• сексуальные отношения должны быть подчинены оп
ределенным ограничениям;
• «мы обязаны видеть Невидимое».
Эти динамические схемы естественного права исторически проявились и продолжают проявляться в разнообразных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов естественного права».
Маритен указывает на факт развития как самого естественного права, так и нашего знания о нем в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определенное достижение (великое достижение, разумеется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека».
474 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъемлющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право».
Итак, естественное право с точки зрения:
• онтологической — это то, что требуется для нормально
го человеческого существования;
• гносеологической — это не концептуально познанное
естественное право, а лишь его динамические схемы, кото
рые постигаются через ощущение сущностных склоннос
тей бытия человека.
Теория прав человека. Маритен решает проблему прав человека также с опорой на теорию естественного права. Права человека вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами».
По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек, прав, первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в качестве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгновение».
Проблема развития прав человека. «Старые» права сопротивляются появлению «новых»: «В человеческой истории ни одно "новое право" (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) реально не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых "старых прав". Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующими правами: правом на свободу договоров и правом частной собственности».
Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и считал, что она оставляет место как для «старых», так и для «новых» (социальных, экономических, культурных) прав.
Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы: права индивида; права гражданина; права трудящегося.
25.5. Неотомистс кая теория пра в а Жака Маритена 475
Права индивида — это такие права человека, которые безусловно соответствуют естественному закону, они абсолютно неотчуждаемы:
• право на жизнь;
• право на стремление к счастью;
• право на религиозную свободу.
Почему эти права абсолютно неотчуждаемы? Маритен так отвечает на этот вопрос: эти права основаны «на человеческой природе, которую, конечно же, ни один человек не может утратить».
Права гражданина — это такие права человека, которые вытекают из позитивного права:
• право объединения в политические партии;
• избирательное право: «Право голоса, данное каждому
из нас для выбора государственных чиновников, исходит
от позитивного права, определяющего тот путь, которым
естественное право народа на самоуправление должно реа
лизоваться в демократическом обществе».
Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям:
• право на труд;
• право на объединение в профсоюзы;
• право на справедливую заработную плату; и др.
Философия прав человека, развитая французским философом Ж. Маритеном, — один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой он принимал непосредственное участие.
Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967) ссылался на работы Маритена.
Философия права и прав человека Маритена — возрождение теории естественного права в XX в.