неотомизм — (нео + томизм — от имени христианского теолога XIII в. Фомы (Thomas) Аквинского)
экзистенциализм — философская доктрина, предмет которой — человеческое существование в его конкретной реальности
476 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...___
25.6. Основные направления современной политической мысли во Франции
В современной французской политической науке (после 1945 г.) большое внимание уделяется проблемам политической власти и государства: происхождению, определению, организации и классификации этих явлений. Эта наука характеризуется высоким уровнем исследований в различных областях политического универсума, ядро которого составляет политическая власть. По ряду вопросов французская политическая наука имеет достижения, получившие широкое международное признание. В частности, теория капиталистического государства Н. Пуланзаса в 1970-е гг. оказала большое влияние на англосаксонскую политическую науку.
Ракурсы рассмотрения феномена политической власти (и одной из ее форм — государства) во многом зависят от базового образования ученых и уровня теоретических обобщений, определяя следующие подходы к исследованию: политико-антропологический, социологический, юридический, марксистский и др.
|
|
Политико-антропологический подход представляют Жорж Баландъе, Жан-Вильям Лапьер, Пьер Кластр, Морис Годелье и др. Объектами изучения политических антропологов служат прежде всего архаические общества, интерес к которым значительно вырос в эпоху деколонизации. Уже применительно к этим обществам политические антропологи признают существование человека как homo politicos. Центральное место в политической антропологии занимает изучение политической власти с точки зрения ее имманентности любому обществу («архаическому», или «историческому») и с точки зрения ее многочисленных проявлений.
Так, Ж. Баландье определяет власть как «следствие необходимости бороться против энтропии, которая,угрожает всякому обществу беспорядком, как угрожает всякой другой системе».
Политические антропологи, изучая архаические общества, в которых государство не конституировано в чистом виде, имеют возможность по-новому осмыслить вопросы политического генезиса в человеческих сообществах. Ученые исследуют проблемы политической власти и родства, политической власти и социальной стратификации, поли-
25.6. Основные направления... мысли во Франции 477
тической власти и религии. Интенсивные исследования посвящены проблеме языка власти.
М. Годелье — исследователь форм производства и власти в примитивных обществах, более 20 лет изучал эволюцию племени баруя, открытого в Новой Гвинее в 1951 г. В работах «Горизонты, пути марксизма в антропологии» (1973), «Инцест, родство, власть» (1990) и ряде других Годелье излагает свое видение проблем политической антропологии.
|
|
В работе «Государство: процесс формирования, разнообразие форм и оснований» (1980) Годелье рассмотрел эндогенный, т.е. обусловленный внутренними для данного общества причинами, процесс формирования государства. Он провел абстрактный анализ «возможных условий внутренней дифференциации общества на господствующую и подчиненные группы». В трактовке Годелье власть господства включает в себя два элемента: насилие господствующих и согласие подчиненных с господством. Главным же, по мнению ученого, является фактор согласия. Стремясь определить причины существующего в обществе согласия подчиненных с господством, Годелье обращается к анализу коллективного сознания.
Ученый выдвигает гипотезу, что в глазах подчиненных деятельность господствующих должна представляться как служебная по отношению к ним: «Только в этой перспективе их власть может казаться "легитимной" и тогда "долгом" для подчиненных становится служение тем, кто служит им. Таким образом, чтобы родилось согласие, основанное на признании "необходимости" в разделении общества и на господстве одних над другими, нужно, чтобы господствующие и подчиненные разделяли одни и те же представления». Проблема легитимности власти, затрагиваемая Годелье, — существенный компонент политической антропологии.
Эндогенный путь образования государства предполагает выделение в «архаическом» обществе аристократии и единоличного лидера, которые воплощают общий интерес. Ученый иллюстрирует этот тезис рядом примеров. Например, в «архаическом» обществе (Уганда) 50 инициированных (связанных с духами предков и божеством) представителей взрослого населения осуществляют деятельность, которая в сознании сородичей связывается с воспроизводством условий жизни всего этого общества (хороший урожай, мир, здоровье, разрешение конфликтов и т.п.). Взамен же эти 50 чело-
478 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
век получают «высокий престиж, авторитет и некоторые материальные преимущества».
Существование аналогичных представлений об обмене деятельностью между аристократическим меньшинством и большинством населения Годелье показывает и на примере инков — более сложного и организованного общества. Во всех этих случаях власть аристократического меньшинства предполагает монополию на условия воспроизводства жизни всего общества.
Годелье также анализирует соотношение социальной стратификации и политической власти. В его концепции различным формам социальной иерархии соответствуют различные формы государства: сословиям — античное государство-город, кастам — королевства Индии, классам — государства капиталистической формации. Однако Годелье выдвигает тезис об отсутствии жесткой связи между изменением социальной структуры и изменением политической формы: «Наконец, и это фундаментально, существование формы государства не является автоматическим продуктом существования сословий или классов». Примером общества с сословно-классовым делением, но без государства Годелье считает Нигер XIX в.
Ж-В. Лапьер — представитель политико-антропологического направления. Автор работ: «Эссе об основании политической власти» (1968), «Жить без государства?» (1977), «Политическая власть и языки» (1988).
Лапьер, признавая универсальность политической власти как для архаических, так и для исторических обществ, разработал их классификацию, критерием которой стали степень сложности и специализация организации политической власти, соответствующей определенной ступени политического развития.
|
|
Было выделено девять таких ступеней. По этой классификации первой ступени соответствуют общества с непосредственной регуляцией и недифференцированной властью (примером служит общество гренландских эскимосов, имевших с X по XIX в. политическую систему с непосредственной регуляцией). Вплоть до пятой ступени — ступени вождества (chiefdom) — располагаются общества без правителей. Пятая ступень характеризует общества с политической властью, специализированной и концентрированной (один вождь или один совет). Шестая ступень соответствует обществам с иерархической властью (не-
25.6. Основные направления... мысли во Франции 479
сколько вождей и советов). Переход к седьмой ступени, по мнению Лапьера, характеризуется концентрацией власти в руках правителей. На предыдущих ступенях политического развития легитимное использование насилия принадлежало всякому взрослому мужчине (институт кровной мести), — правители еще не располагали такой монополией на легитимное использование насилия, в которой М. Вебер видел главный признак политической власти. В обществах седьмой ступени вождь клана уже имеет в своем распоряжении полицейских — родственников вождя (общество маори). Восьмая и девятая ступени политической организации общества характеризуются развитием специализированного аппарата управления. Лапьер считает, что наличие такого аппарата позволяет утверждать, что политическая власть принимает форму государства.
Лапьер не утверждает, что каждое общество должно последовательно пройти все эти ступени. Его классификация интересна прежде всего выявлением многообразия форм политического развития общества.
Лапьер проанализировал гипотезы, которые позволили бы объяснить такое многообразие. Одна из его гипотез об интеграции социокультурных различий состоит в следующем: чем больше общество «открыто обмену энергией и информацией е другими обществами, этнически и культурно ему инородными... тем больше шансов у политической организации стать более организованной и дифференцированной». Использование таких понятий, как «энергия» и «информация», для анализа политического генезиса не было присуще политическим мыслителям прошлого.
|
|
В 1970-1980-е гг. во Франции появляются работы социологов, посвященные проблематике государства. Используя достижения исторической науки, французские социологи стремятся изучать государство в тесной связи со специфической, индивидуальной историей общества.
Социологический подход характеризуется применением таких понятий, как «идеальный тип» М. Вебера, модели «центр — периферия» и др. Представители этого подхода — Бертран Бади и Пьер Бирнбаум. Общим для них является стремление определить точные пространственные и временные координаты государства. Это предполагает переосмысление традиционных понятий данного политического явления.
Б. Бади — социолог, автор работ «Культура политического» (1983), «Два государства: власть и общество на Запа-
480 Глава 25. Политические и правовые учения на Запад е...
де и на земле ислама» (1986) и др. Большой интерес представляет совместная с П. Бирнбаумом работа «Социология государства» (1970).
Бади признает разнообразие форм политической организации общества. Используя труды историков, он предлагает классификацию политических моделей общества на основании способа связи центра и периферии. Пять моделей: империя, патримониальное общество, феодальное общество, сегментарное общество, государство-город — иллюстрируют плюрализм форм политической организации общества в предсовременную (pre-modern) эпоху.
Империя, по мнению Бади, характеризуется «относительной централизацией политических структур, зависящей не от потребности в координации дифференцированных социальных ролей, а от выполнения более расплывчатых и менее стабильных культурных и политических функций и приводящей к слабому проникновению на периферию».
Патримониальное общество предполагает «нижнюю ступень дифференциации центра и периферии и более слабую институционализацию политических центральных структур». В такой системе бюрократия полностью подчинена правителю и зависит от его произвола. Примером подобных обществ для Бади является Яванское королевство.
Феодальное общество означает для него «политическую организацию пирамидального типа, в которой центр стремится мало-помалу исчезнуть перед возрастающей автоно-мизацией частей».
Сегментарные общества в трактовке Бади являются «отрицанием самого центра и организованы на сугубо общинной (cominimautaire) и родовой (lignagere) основе». Примером такого рода обществ служит общество нуэров (Южный Судан), описаное британским социологом Э. Эванс-Причардом. Специфика политической логики этих обществ: противостояние всякой централизации, наличие диффузной власти, исключающей какую-либо иерархическую модель властных отношений.
Государство-город «идентифицируется исключительно с центром». Этой модели, согласно Бади, соответствует только античное государство-город.
Собственно государство, по его мнению, как еще одна версия политической организации общества появилось только в современную эпоху.
______ 25.6. Основные направления... мысли во Франции 481
Б. Бади и П. Бирнбаум рассматривают государственную модель развития как одну из исторически сложившихся форм модернизации. Как аксиому они воспринимают положение: «государство есть прежде всего продукт истории Западной Европы эпохи Ренессанса».
Осмысливая вопросы генезиса, неравномерности развития и трансформаций государства, французские социологи разрабатывают социологию государства. Они возражают против упрощенного взгляда на политическую эволюцию, предполагающую для всех обществ лишь один универсальный путь политической трансформации — в направлении к государству-нации.
Юридический подход к изучению государства имеет глубокие исторические корни. Факультеты права французских университетов сыграли особую роль в формировании политической науки. Уже в конце XIX в. они претендовали на исключительное право ее преподавания. Большой вклад в развитие политической науки внесли известные французские правоведы: Л. Дюги, Ж. Ведель, М. Дюверже, Ж. Бюрдо и др.
Бюрдо Жорж — профессор права, почти 40 лет преподавал право на юридических факультетах, автор одного из первых учебников по политической науке «Метод политической науки» (1959). Особое место в научном творчестве Бюрдо принадлежит его десятитомному «Трактату по политической науке», выдержавшему во Франции несколько изданий.
Бюрдо — приверженец методологического синкретизма, позволяющего достигнуть всестороннего познания политических феноменов. Он сторонник комплексных исследований политических явлений, что означает для него как правоведа обращение к социологии, психологии, истории.
Бюрдо предлагает такое определение политической власти: «Власть есть сила на службе идеи. Это сила, рожденная общественным сознанием, предназначенная вести группу в поиске общего блага и способная, в случае необходимости, потребовать от членов группы подчинения». Ученый различает три аспекта власти: юридический, психосоциологический, исторический.
Власть как юридический феномен есть энергия правовой идеи, сложившейся в общественном сознании в рамках глобального общества. По мнению Бюрдо, именно благодаря политической власти богатая, но еще бесформенная
482 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
правовая идея получает перспективы своей реализации. Власть в качестве юридического феномена есть не только энергия правовой идеи, но и посредница между правовой идеей и позитивным правом.
Теория политической власти Бюрдо включает в себя классификацию исторических форм власти: «анонимная власть, индивидуализированная, институционализированная, с периодическим возвратом к индивидуализированному типу власти». Таким образом, критерием классификации у Бюрдо выступает способ выражения власти.
Рассеянная в массе индивидов, анонимная власть «проистекает из совокупности верований, суеверий или обычаев», которые диктуют правила поведения, — подчинение этим правилам осуществляется без вмешательства какой-либо личной власти. Такая власть присуща некоторым архаическим обществам, хотя ее можно наблюдать и в современных обществах в форме колебаний общественного мнения, коллективного сопротивления и т.п.
Индивидуализированная власть характеризуется концентрацией «всей созидательной энергии правовой идеи в правителе или в меньшинстве, символизирующих эту власть. Личностное начало выступает фактором эффективности власти». Бюрдо считает, что эта власть (в форме тиранической власти, власти феодального сюзерена и т.п.) редко встречается в чистом виде, поскольку очень часто к ней добавляется «престиж функции» и «понимание идеи», которой служит индивидуализированная власть.
Институционализированная власть — власть, которая существует в «юридической форме государства». Бюрдо полагает, что данная власть является аналогом власти, оцениваемой М. Вебером как рациональная. Институционализированная власть — результат искусственного создания «юридической связи между институцией, включающей в себя правовую идею, и человеком, являющимся правителем лишь в силу органического статуса этой институции». Под институцией Бюрдо понимает «предприятие на службе идеи, организованное таким образом, что идея, будучи включенной в предприятие, располагает высшими мощью и длительностью над мощью и длительностью индивидов, через которые она действует».
Классификация Бюрдо пластична, и элементы одной из форм власти могут фиксироваться и в других формах власти. Обоснованность такой классификации подтверждается
______ 25.6. Основные направления... мысли во Франции 483
современными исследованиями политических антропологов и социологов.
Бюрдо — сторонник выработки исключительно юридической дефиниции государства как базовой для других общественных наук, изучающих государство. Он утверждает: «Государство не является монополией правовой науки, оно принадлежит одновременно — как реальность и как понятие — большому числу дисциплин. Но что собственно принадлежит юридической науке, так это определение государства, поскольку государство прежде всего юридический феномен».
Бюрдо считает свой юридический подход к выработке определения государства способом избежать издержек социологического и философского подходов. В дефиниции Бюрдо «государство — это институционализированная власть и институция, в которой воплощается эта власть», термины «институционализированная» и «институция» подчеркивают юридическую специфику, так как раскрываются через правовую идею, носителя этой правовой идеи, акт институционализации власти (юридический по своим последствиям).
В 1970-е гг. во Франции развернулись дебаты среди левых интеллектуалов о капиталистическом государстве. Появилось большое количество работ представителей марксистского подхода к изучению государства: Анри Лефевра, Леона Альтюссера, Никоса Пуланзаса и др. В трудах этих ученых использовались категории исторического материализма: понятия производительных сил и производственных отношений, инфраструктуры и суперструктуры, классов и классовой борьбы. Однако в них нашла отражение и противоречивость теоретического наследия К. Маркса.
Леон Альтюссер — французский исследователь марксистской ориентации, преподаватель Парижской высшей нормальной школы (до 1981 г.). Развивая идеи К. Маркса, сформулированные им в работах «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология» и др., которые Альтюссер назвал «теоретическим антигуманизмом», он исключил человеческого субъекта из области научного знания, сосредоточив свое внимание на анализе различных структур. Альтюссер считал, что «наука имеет дело не с конкретными людьми, а с людьми-функциями в определенной структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала». Большое влияние на Альтюссера оказали психологи 3. Фрейд
484 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
(идея «свехдетерминации»), Ж. Лакан (идея «централизованной структуры») и итальянский марксист А. Грамши (идея «суперструктуры»).
В статье «Идеология и идеологические аппараты государства», впервые опубликованной в 1970 г., Альтюссер развил марксистские взгляды на государство. В духе марксистской традиции он признает государство одним из двух уровней суперструктуры общества. Первый уровень — политико-юридический (государство и право), второй — идеологический (религиозные, моральные, юридические, политические и другие идеологии). В классической марксистской теории государства главное для Альтюссера — понимание государства как репрессивного аппарата. Вместе с тем он, как и Маркс, отличает понятие государственной власти, которая осуществляется классом, союзом классов или частью класса, от аппарата государства.
Подчеркивая, что подобное понимание государства соответствовало определенной переходной стадии марксистской теории — описательной, Альтюссер предлагает ее завершить, добавив понятие «идеологические аппараты государства». Если под репрессивным аппаратом государства понимаются правительство, армия, полиция, суды и т.п., то идеологические аппараты государства для него — это специализированные институты: идеологический, религиозный, школьный, семейный, юридический, информационный, культурный аппараты государства.
Альтюссер отличает государственный репрессивный аппарат от идеологических аппаратов государства по трем критериям: по составу аппарата, по принадлежности к публичной или к частной сфере, по методу деятельности. Такой подход позволяет ученому говорить об одном государственном репрессивном аппарате и о множестве идеологических аппаратов государства; о принадлежности государственного репрессивного аппарата к публичной сфере, а идеологических аппаратов государства — к частной; о методе насилия (первичном) и методе идеологического воздействия (вторичном) — для государственного репрессивного аппарата; о методе идеологического давления (первичном) и методе скрытой репрессии (вторичном) — для идеологических аппаратов государства.
Альтюссер объясняет, почему он рассматривает институты гражданского общества как идеологические аппараты государства. Для него, как и для А. Грамши, важен не пуб-
25.6. Основные направления современной...
личный или частный статус этих аппаратов, а их деятельность: «Частные институции могут отлично функционировать как идеологические аппараты государства». С точки зрения Альтюссера, все эти разрозненные идеологические аппараты государства объединяет идеология господствующего класса, который не может «длительно удерживать власть без осуществления своей гегемонии одновременно над и в идеологических аппаратах государства». Система идеологических аппаратов государства выполняет у Альтюссера единую роль — воспроизводство производственных отношений. При этом особая роль в этой системе принадлежит школе: «Фактически церковь сегодня заменена школой в своей роли господствующего идеологического аппарата государства».
С точки зрения теории «идеологических аппаратов государства» Альтюссер рассмотрел социально-практическую функцию идеологии в современных западных обществах. Концепция Альтюссера страдает некоторой ограниченностью и односторонностью, поскольку перечень идеологических аппаратов государства может быть продолжен, а идеологические аппараты государства не только служат средством для удержания власти, но выполняют и общечеловеческие функции.
Политическая наука все более становится «наукой-перекрестком». Правоведы, социологи, антропологи, психологи, экономисты, биологи и многие другие специалисты объединяют свои усилия для объяснения политического универсума. Существенно изменяются логико-теоретические основы политических доктрин. Многие традиционные вопросы общей теории государства получают новые решения. Так, вопросы происхождения государства осмысливаются политическими антропологами принципиально иначе, чем, например, представителями договорной теории происхождения государства XVII-XVIII вв.
Пересмотр многих традиционных подходов к решению «вечных» проблем власти и государства, постановка и своеобразное решение новых для теории государства тем, попытки отрешиться от идеологических оценок и программ значительно отличает политическую науку от философии права и истории политических и правовых учений с их имеющими многовековую давность методами и проблематикой. Вместе с тем почти все направления современной политологии сложились в русле истории политических
486 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...
учений и восприняли многое из теоретического наследия прошлого. Не случайны поэтому столь многочисленные критические и позитивные ссылки представителей политической науки на идеи Платона, Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Монтескье, Конта, Вебера и др.
В настоящее время история политических и правовых учений представляет собой историческую часть не только философии права, но и политологии, поэтому многие идеи прежних доктрин продолжают воспроизводиться и в той, и в другой отраслях знаний. Политико-правовые доктрины, которые будут появляться позднее, не смогут сложиться без опоры не только на выводы философии права новой эпохи, но и на достижения современной политологии.
Политическая наука выходит за пределы традиционного круга вопросов истории политических и правовых учений. Политологи стремятся отойти от идеологических оценок и программ социальных групп и классов (за исключением марксистского подхода к изучению мира политического).
Вопросы для самоконтроля
1. Какую историческую типологию права разработал Гурвич?
2. Какой смысл вкладывал Гурвич в понятие «социальное
право»?
3. В чем состоит концепция правового плюрализма Гурвича?
4. Чем отличается «живое социальное право» от «организа
ционного социального права»?
5. Какую Декларацию прав человека предлагал принять во
Франции Гурвич?
6. В чем заключается «чистота» правовой науки по мнению
Кельзена?
7. Что собой представляет право по мнению Кельзена?
8. Что собой представляет государство по мнению Кельзена?
9. Какие группы интересов, по мнению Паунда, закрепляют
ся правом?
10. Почему Паунд называл право «социальной инженерией»?
И. Сколько измерений права различал Паунд?
12. Что такое право для «правовых реалистов»?
13. Какие динамические схемы естественного права разли
чал Маритен?
14. Какой классификации права придерживался Маритен?
15. В чем суть неотомистской теории права Маритена?
16. Какие подходы к исследованию политической власти по
лучили распространение во французской политической науке
после 1945 г.?
_____ 25.6. Основные направления... мысли во Франции 487
17. На что направлен интерес политических антропологов во
Франции?
18. Как объяснял Годелье подчинение одних людей власти
других в архаических обществах?
19. Какие ступени политического развития человеческих об
ществ выделил Лапьер?
20. Сколько моделей политической организации общества
выделил Бади и почему?
21. Какие аспекты политической власти различал Бюрдо?
22. Какую классификацию видов политической власти раз
работал Бюрдо?
23. Какую юридическую дефиницию государства предложил
Бюрдо?
24. Что представляют собой, по Альтюссеру, идеологические
аппараты государства?
25. Чем отличаются, по представлению Альтюссера, репрес
сивный государственный аппарат от идеологических аппаратов
государства?
Литература
Баландье Ж. Политическая антропология. М., 2001.
Бирпбаум П., Барук Ш., Беллэш М., Марие А. Французский правящий класс. М., 1981.
Годелье М. Секс, родство, власть // Пол, секс, человек. М., 1993.
Грецкий МЛ. Марксистская философия в современной Франции. М., 1984.
Гурвич Г.С. «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев, 1915.
Гурвич Г.С. Руссо и декларация прав: Идея неотъемлемых прав индивида в политической доктрине Руссо. Петроград, 1918.
Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права: Критика основных направлений. М., 1960.
Маритен Ж. Избранное. Величие и нищета метафизики. М., 2004.
Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.
Маритен Ж. Философия прав человека (Ответ на анкету ЮНЕСКО, июнь 1947 г.) / Пер. с франц. // Европейский альманах. М., 1992.
Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.
Современное буржуазное государственное право: Критические очерки. М., 1987.
Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1, 2. М., 1987, 1988.
Литература ко всему курсу
Литература ко всему курсу
Словари
Бенвенистп Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
ЖюлияД. Философский словарь. М., 2000.
Словарь античности / Сост. Йоханнес Ирмшер / Пер. с нем. М., 1994.
Словарь иностранных слов. 19-е изд., стереотипн. М., 1990. Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. СПб., 1898.
Учебники
История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. М., 1999 (или иное издание).
История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Hep-сесянца. М., 1995 (или иное издание).
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.
Коллективные работы
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997.
Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М., 1999.
История политических учений. Вып. 1,2/ Под ред. О.В. Мар-тышина. М., 1994, 1996.
История политических и правовых учений: Древний мир. М.,1985.
История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение. М., 1986.
История политических и правовых учений: XVII-XVIII вв. М., 1989.
История политических и правовых учений: XIX век. М., 1993.
История политических и правовых учений: XX век. М., 1995.
История философии права. СПб., 1998.
Монографии
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. Даль Р. О демократии. М., 2000. Козловский П. Общество и государство. М., 1998. Петражицкий Л.И. Теории права и государства. СПб., 2000. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция: Философия права: Краткий курс. М., 1996.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994.