Методика обучения экономике развивается на стыке многих наук, и методисты, учителя нуждаются в знаниях, накопленных другими науками.
Философия. Методика, как и философия, принадлежит к числу общественных дисциплин. Она изучает аспекты формирования личности, снабжает информацией о происходящих в науке и обществе переменах, рассматривает проблемы формирования мировоззрения, взаимосвязь коллектива и личности, мотивы и мотивацию труда, изучает аксеологию и гносеологию сознания.
Физиология. Философами и физиологами установлена взаимосвязь сознания и языка, мышления и языка. Экономическая мысль человека материализуется в речи, в языковых формах, поэтому методика экономики направлена на формирование у учащихся речи. Кроме того, в методике идет учет биологических особенностей развития ребенка на всех этапах его обучения и развития. Физиология и методика определяют цели, задачи и принципы обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Педагогика. Методика взаимосвязана с педагогикой. На стыке этих наук решаются общепедагогические проблемы воспитания, развития и образования.
|
|
Процесс воспитания завершается проверкой знаний на практике, следовательно, изучение экономики должно быть построено таким образом, чтобы экономические процессы и экономические закономерности использовались в индивидуальной и общественной практике учащихся, в их познавательной, трудовой, творческой и иной деятельности.
Психология. Методика опирается на психологические процессы восприятия учебного материала, его запоминание, воспроизведение учащимися, учитывает психологические свойства детей при формировании умений и навыков, а также особенности активизации их познавательной деятельности и протекание мыслительных операций (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравнение и противопоставление).
В методике широко применяются психические понятия: знания, умения, навыки, развитие, мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащихся.
Кроме того, в методике учитываются данные психологии о возрастных особенностях детей, о допустимых умственных нагрузках, процессах восприятия и памяти.
Дидактика. Связь теории и методики обучения экономике с дидактикой определяется по нескольким направлениям. Первое направление - применение дидактических принципов в методике: принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, связь теории с практикой.
Второе направление - использование разнообразных методов обучения: репродуктивных, поисковых, проблемных, творческих.
|
|
Третье направление - реализация дидактических понятий: цели обучения, содержание, методы, формы, межпредметные связи, внутрипредметные связи, урок, учебник.
Языкознание. Чтобы ученик умел высказывать свои знания и суждения экономического содержания, он должен владеть навыками устной и письменной речи. Важная роль в этом принадлежит языкознанию - науке о языке, речи. При изучении экономики ученик овладевает культурой речи, построением предложений в соответствии с языковой нормой, а также механизмом практического использования экономических знаний.
Этика. Изучение норм поведения в обществе,формирование экономической и экологической культуры, нравственное воспитание синтезируется при взаимодействии этики и методики.
Таким образом, методика тесно связана со многими науками на основе строгого отбора основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов, что дает возможность целенаправленно развивать и формировать человека в условиях обучения, образования и воспитания.