Психологический подход к формированию речи

Психологические символические знаки «понимать» и «формировать» используются учителем безгранично. «Понимать» – это способность ученика к отслеживанию хода рассуждений учителя и других учащихся. «Формировать» – это, значит, организовать так учебный процесс, чтобы ученик формировал свои знания на основе объяснения учителя, чтения книг, слушания других, работая с компьютером.

При формировании компетентности ученика по экономике учитель широко использует психологические термины: знания, умения, навыки, развитие, которые напрямую связаны с овладением языка науки экономики. Степень овладения знаниями, умениями и навыками проверяется с помощью ступеней учебных действий (мотивация, ориентировка в новой теме, операционный этап, контрольно-оценочные действия учащихся и т.д.), которые детально изучаются психологией.

Психология также изучает процесс общения людей, закономерности овладения речью, механизм создания речи и собственного текста, соответствующего по форме и содержанию, поэтому развитие речи учащихся на уроках экономики строится с учетом видов мышления:

- наглядно-действенное мышление, где дети работают в «пошаговом» режиме, с активным перебором различных действий;

- наглядно-образное мышление, где идет опора на восприятие окружающего мира;

- образное мышление, где ученик мыслит образами, подключает воображение и извлекает из памяти образные структуры;

- понятийное, или логическое, мышление, где ученик приводит логические доводы, суждения, умозаключения.

Для формирования речи учитель использует психические операции и процедуры мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, что в целом формирует мышление и экономически грамотную речь, которая проходит несколько этапов.

1. Восприятие. Восприятие термина осуществляется с помощью разных средств: написать на классной доске, приготовить плакат (таблицу) с термином, транспарант, который можно спроецировать на экран с помощью кодоскопа, компьютера и т.д. Термин выделяется шрифтом, цветом.

2. Осознание. Осознание – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение учебной цели, осуществляемая через передачу знаний учащимся в готовом виде (сообщение учителя), самостоятельный анализ текста учащимися, беседа учителя, в ходе которой выясняется, что запомнили учащиеся. Используя этот метод, необходимо помнить, что учащиеся 11-13 лет воспринимают материал, не отвлекаясь, 4-5 минут, в 14-15 лет – 5-7 минут.

3. Запоминание. Запоминание обеспечивает прочность полученных знаний и реализуется в форме двух-трехкратного чтения про себя определения, а также самостоятельного составления плана, таблиц, схем по теоретическому материалу параграфа.

4. Воспроизведение. Умение осмысленно передавать выученное либо своими словами, либо по памяти свидетельствует о высокой степени осознания изученного. Воспроизведение реализуется в устной речи при ответе на вопрос учителя, либо в письменной форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: