Семантический подход к формированию речи

Семантика изучает многозначность слов, омонимы, синонимы, антонимы, стилистику, лексикографию, выразительные возможности языка.

Изучая экономические термины с учащимися, учитель знакомит их с понятием, что такое слово, какова его природа, место слова-термина в системе науки экономики.

Главная функция термина в науке - назывная, или номинативная. Слова служат названием предметов, явлений, действий, признаков, отношений и т.д. Термин имеет форму и содержание. Форма слова – это его звуковая (внешняя) оболочка, без которой слово не может быть услышано или увидено. Внутренняя сторона слова - это его смысл и его значение. Значение слова – это его соотнесенность, связка с определенными экономическими явлениями, их названиями, обозначающими конкретные и абстрактные понятия. Объединенные в сознании ученика внешняя и внутренняя форма слова-термина является признаком его понятия, что способствует обогащению словарного запаса. Обогащение индивидуального лексического запаса учеников - основная задача учителя.

Практика употребления слов-терминов в различных сферах общения выработала определенный набор языковых средств в соответствии с задачами стиля языка. Каждый стиль, которым должен владеть ученик, характеризуется признаками: целью общения, набором языковых средств и форм, в которых он существует.

Разговорный стиль употребляется в обыденной речи, беседах, при общении, обмене мыслями. Обычная форма реализации этого стиля - диалог.

Официально-деловой стиль используется в переписке граждан с учреждениями, учреждения с гражданами, учреждений друг с другом. Форма общения - монолог. Жанры: устав, кодекс, закон, указ, приказ, распоряжение, протокол, инструкция.

Научный стиль используется в трудах для выражения результатов исследования. Форма реализации стиля - монолог. Жанры: монография, статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник.

Публицистический стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Форма реализации стиля - устные и письменные диалоги в статье, очерке, выступлении, памфлете, фельетоне.

Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве.

Все перечисленные стили успешно могут быть применены на уроках экономики при изучении терминов.

Обогащение словарного запаса учащихся идет через:

а) изучение соответственного раздела теории экономики;

б) целенаправленный подбор дидактического материала к уроку;

в) средства массовой информации;

г) общение со сверстниками и компетентными людьми в области экономики;

д) самообразование и т.д.

Таким образом, при изучении термина учитель обращает внимание учеников на лексическое значение слова (что означает), на фонетику (произношение) и грамматическое значение (написание). Работа ведется с помощью доски, учебника, словаря, компьютера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: