Модель «Русская школа»

Идея создания русской школы идет от взглядов на педагогику М.В.Ломоносова, К.Д.Ушинского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Д.И.Менделеева, Н.И.Пирогова, В.О.Ключевского, Н.Бердяева, В.В.Розанова, А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына.

Если в дореволюционной России «русские школы» обучали учащихся грамоте и Закону Божьему на русском языке, то в 90-е годы ХХ века И.Ф.Гончаров в «русских школах» пересмотрел содержание изучаемых предметов и «насытил» программы материалом из русской этнографии и русской истории. Кроме того, широко использовал русские народные песни, музыку, хоровое пение, былины, сказания, сказки и родиноведческий материал.

Приоритетными стали предметы: русский язык, русская история, отечественная история, география России, русское искусство. Другими словами, русская школа - это просто хорошая система образования.

Целевые ориентации:

1. Формирование нового русского человека - высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию, любящего свое Отечество.

4. Возрождение традиций русской культуры.

5. Создание системы школьного образования на основе богатейшего культурного наследия России.

6. Пробуждение русского национального самосознания.

Концептуальные положения

1. Русская школа сохраняет великую русскую культуру.

2. Русская школа должна давать глубокие и всесторонние знания - только тогда она будет называться русской школой.

3. Русская школа формирует в ученике высокие нравственные качества: добро, красоту, веру, надежду, любовь.

4. Русская школа формирует в ученике экономическое, экологическое, ноосферное, космическое мышление, а также патриотизм, всемирное уважение народов.

Особенности содержания

Содержание образования определяется наукой, народностью, православием. Наука - это учебные дисциплины, где разумное сочетание гуманитарных и естественных дисциплин. Народность - это отечественная культура (русский язык и литература, отечественная история и география, родная природа и т.д.). В истории есть разделы: история русских персон, святыни России, Русская душа, русская этнография, русское прикладное искусство. Русская художественная культура - это музыка, живопись, театр, кино. Православие - это изучение истории русской церкви, где учат спасать свой народ, порождать любовь, веру и надежду.

Особенности методики

Воспитание и обучение строится на сотрудничестве, сотворчестве, соразвитии, соборности, что позволяет совместно с учащимися решать вопросы обучения и управления процессом обучения.

Школа самоопределения (автор А.Н. Тубельский).

Цели школы: обретение ребенком своего «Я»; проба сил ребенка в различных видах деятельности: познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурной и т.д; умение выражать себя в письменном и устном слове; умение владеть своим телом (физкультура, танец).

Концептуальные положения

Личный смысл учебы у каждого ученика. Из каждого предмета брать то, что удовлетворяет личные потребности.

Межпредметные погружения. Все учителя в течение недели работают над одним понятием.

Рефлексия. Дети активно осмысляют изучаемое и высказывают свою точку зрения.

Творческий экзамен как открытое соревнование.

Культурное взаимодействие детей всех возрастов.

Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Ребенок научается сам себе задавать вопросы, поэтому учитель должен критически оценивать свой предмет и свой профессиональный опыт.

Особенности методики

1. «Погружение» в предмет в течение дня, недели.

2. Мастерская или студия. Деятельностью руководит специалист, показывая, как должно быть, ученик учится у мастера и повторяет его действия.

3. Творческий экзамен. Защита самостоятельной работы, которая готовится в течение года.

Школа Завтрашнего Дня (автор американец Д.Ховард).

Целевые ориентиры:

  1. Развитие личности к наивысшему индивидуальному уровню достижений.
  2. Формирование Я-концепции активного предпринимателя.
  3. Воспитание законопослушного гражданина.

Особенности содержания: обучение 12 лет; ученик должен изучить 700 брошюр по всем предметам. За один год ученик по одному предмету должен изучить 12 брошюр - так называемые тематические блоки; обязателен компьютер, он дополняет книжный текст углубленным содержанием, картинами, графиками, таблицами, тестами и т.д.; обучение по способностям. Например, некий ученик Н., ученик 6 класса, по математике может учиться по программе 7 класса, по физике - по программе 8 класса, по английскому языку - по программе 12 класса.

Школа по Ховарду - это учебный центр. Перед каждым учеником карта его продвижений. Сидя у компьютера, ученик читает учебник, выполняет задание, проверяет выполнение, получает отметку, далее занимается самостоятельно. Так идет самостоятельное обучение и формирование Я-концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: