Современная система общего образования в России предусматривает формирование компетентных выпускников, владеющих большим объемом знаний, умений и навыков. В проекте стандарта образования по экономке одно из требований звучит, как формирование компетентности выпускников образовательных учреждений. Сегодня экономические дисциплины должны реализовывать содержание образования во взаимосвязи с другими предметами.
Основными межпредметными принципами экономического образования являются:
1. Междисциплинарность. Междисциплинарность - это«размещение» экономических идей в содержании других предметов.
Например, в математике идет подсчет расходов воды на одного человека в семье и оплата счетов за потребление воды. В физике подсчитывается экономичность использования в семье четырех лампочек по 75 Вт или двух настольных ламп с мощностью в 100 Вт. На уроках иностранного языка идет перевод текста, содержащего экономический смысл. Учителя начальной и средней школы средствами своего предмета иллюстрируют содержание предмета экономики.
|
|
2. Интегрированные экономические модули:
- ценноостнообразующий модуль для учащихся 8 или 9 классов, который включает в себя несколько основных экономических концепций, обучающих отбору и дифференциации верных и неверных суждений и формирующих компетентность в оценке происходящих экономических событий;
- навыкообразующий модуль в общей школе для учащихся 9 классов, включающий в себя экономические сферы (государственные финансы, банковская система, фондовые рынки, страховое дело, мировая экономика);
- систематический модуль для профильной школы (10-11 (12) классы), включающий вводный объем знаний по экономической теории, достаточный для поступления в вуз, а также достаточный для самостоятельного решения текущих экономических задач повседневности.
Перечисленные интегрированные экономические модули реализуется в непрерывном единстве и взаимодействии федеральной, региональной образовательной политики на всех ступенях образования.
3. Специальный интегрированный курс экономического содержания. Это такой курс, который строится на взаимосвязи нескольких предметов, образуя интегративную программу.
Приобщение школьников к научной интеграции стало насущной задачей школы. Однако это не механический перенос в обучение основных направлений различных наук, это обнаружение единства в многообразии процессов и явлений, которые изучаются разными учебными предметами, и эффективное применение межпредметных связей, реализуемых с помощью интегрированного урока.
Интегрированный урок - специальная форма учебного занятия, проводимого совместно учителями разных предметов для изучения междисциплинарных объектов.
|
|
Типы интегрированных уроков:
- уроки изучения нового материала;
- уроки систематизации знаний;
- уроки обобщения знаний;
- комбинированные уроки.
Уровни интеграции:
1. Заимствование терминов.
2. Кооперация (много людей участвуют в одном и том же деле).
3. Дополнительность - установление межпредметных связей между элементами знаний.
4. Синтез (объединение знаний по многим предметам).
Дидактические основы интегрированного урока:
1. Вычленение междисциплинарных объектов изучения.
2. Рациональная организация совместной работы учителей на этом уроке.
3. Согласованность действий учителей и учащихся.
4. Активизация познавательной деятельности школьников на всех этапах урока.
5. Разнообразие форм учебной деятельности и обеспечение преемственности между ними.
6. Оперативное использование обратной связи для регулирования педагогического процесса.
Перечислим основные связи предмета ”Экономика” с другими дисциплинами.
Обществознание – формирование экономического образа мышления, понятие сути экономических явлений и процессов в обществе, адаптация к социально-экономическим явлениям.
Технология – формирование знаний и умений предпринимательской деятельности, умение пользоваться ценными бумагами, умение открыть счет в банке и правильно им пользоваться.
Математика – формирование абстрактного мышления, выработка навыков интерпретации экономического текста; чтение математических формул, имеющих экономический смысл.
Естествознание – умение объяснять факты и события, уметь предвидеть события и их экономические последствия. Проблема выживания человека в условиях антропогенной нагрузки на биосферу.
Искусство – отображение в музыке, живописи, художественной литературе деятельности людей, объяснение поступков людей с экономических позиций.
Уроки с межпредметными связями бывают 3-х видов:
1. Фрагментарные – используются при раскрытии частных вопросов темы.
Например, тема «Блага»:
- связь с обществоведением: изучается поведение человека в условиях ограниченных средств;
- связь с образовательной областью «Технология»: подготовка человека к жизни в конкретном обществе;
- связь с образовательной областью «Естествознание»: изучается экономическое поведение человека в среде с ограниченными ресурсами.
2. «Узловые» - темы нескольких предметов по содержанию совпадают и могут решаться одновременно. Например, перевод иностранного текста с экономическим содержанием и математическими подсчетами, перессказом текста, ответами на вопросы, решением задач.
3. Синтезированные - знания учащихся по разным предметам концентрируются, чтобы вывести всеобщие законы и принципы. Основой синтезированных уроков является содержание, а применение межпредметных связей способствует интеграции и координации предметных связей.
Координация межпредметных связей проявляется, если реализуется:
1. Принцип временного соответствия тем экономики с другими предметами. Темы по нескольким предметам изучаются в одной параллели, в одно и то же время.
2. Причинно-следственные отношения. Например, изучение темы “Безработица” требует предварительных знаний по географии (“Принцип народонаселения страны”), обществоведения, права («Права и обязанности граждан») и т.д.
На основе перечисленных межпредметных связей строятся межкурсовые и внутрикурсовые преемственные связи обучения.
Использование в практике работы учителей межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей обучения – весьма частое явление. Значимость межпредметных связей для школьников выражается в системности мышления, в формировании научных знаний, использовании полученных знаний на разных предметах, способности обобщать знания по предметам. Кроме того, межпредметные знания создают основу для формирования различных понятий, которые являются общими для смежных наук; различных умений, применяемых в науках; верные оценочные отношения к предметным знаниям, применение знаний на практике, что в целом формирует компетентного выпускника.
|
|