Внутрикурсовые преемственные связи в обучении

Современная система общего образования в России предусматривает формирование компетентных выпускников, владеющих большим объемом знаний, умений и навыков. В проекте стандарта образования по экономке одно из требований звучит, как формирование компетентности выпускников образовательных учреждений. Сегодня экономические дисциплины должны реализовывать содержание образования во взаимосвязи с другими предметами.

Основными межпредметными принципами экономического образования являются:

1. Междисциплинарность. Междисциплинарность - это«размещение» экономических идей в содержании других предметов.

Например, в математике идет подсчет расходов воды на одного человека в семье и оплата счетов за потребление воды. В физике подсчитывается экономичность использования в семье четырех лампочек по 75 Вт или двух настольных ламп с мощностью в 100 Вт. На уроках иностранного языка идет перевод текста, содержащего экономический смысл. Учителя начальной и средней школы средствами своего предмета иллюстрируют содержание предмета экономики.

2. Интегрированные экономические модули:

- ценноостнообразующий модуль для учащихся 8 или 9 классов, который включает в себя несколько основных экономических концепций, обучающих отбору и дифференциации верных и неверных суждений и формирующих компетентность в оценке происходящих экономических событий;

- навыкообразующий модуль в общей школе для учащихся 9 классов, включающий в себя экономические сферы (государственные финансы, банковская система, фондовые рынки, страховое дело, мировая экономика);

- систематический модуль для профильной школы (10-11 (12) классы), включающий вводный объем знаний по экономической теории, достаточный для поступления в вуз, а также достаточный для самостоятельного решения текущих экономических задач повседневности.

Перечисленные интегрированные экономические модули реализуется в непрерывном единстве и взаимодействии федеральной, региональной образовательной политики на всех ступенях образования.

3. Специальный интегрированный курс экономического содержания. Это такой курс, который строится на взаимосвязи нескольких предметов, образуя интегративную программу.

Приобщение школьников к научной интеграции стало насущной задачей школы. Однако это не механический перенос в обучение основных направлений различных наук, это обнаружение единства в многообразии процессов и явлений, которые изучаются разными учебными предметами, и эффективное применение межпредметных связей, реализуемых с помощью интегрированного урока.

Интегрированный урок - специальная форма учебного занятия, проводимого совместно учителями разных предметов для изучения междисциплинарных объектов.

Типы интегрированных уроков:

- уроки изучения нового материала;

- уроки систематизации знаний;

- уроки обобщения знаний;

- комбинированные уроки.

Уровни интеграции:

1. Заимствование терминов.

2. Кооперация (много людей участвуют в одном и том же деле).

3. Дополнительность - установление межпредметных связей между элементами знаний.

4. Синтез (объединение знаний по многим предметам).

Дидактические основы интегрированного урока:

1. Вычленение междисциплинарных объектов изучения.

2. Рациональная организация совместной работы учителей на этом уроке.

3. Согласованность действий учителей и учащихся.

4. Активизация познавательной деятельности школьников на всех этапах урока.

5. Разнообразие форм учебной деятельности и обеспечение преемственности между ними.

6. Оперативное использование обратной связи для регулирования педагогического процесса.

Перечислим основные связи предмета ”Экономика” с другими дисциплинами.

Обществознание – формирование экономического образа мышления, понятие сути экономических явлений и процессов в обществе, адаптация к социально-экономическим явлениям.

Технология – формирование знаний и умений предпринимательской деятельности, умение пользоваться ценными бумагами, умение открыть счет в банке и правильно им пользоваться.

Математика – формирование абстрактного мышления, выработка навыков интерпретации экономического текста; чтение математических формул, имеющих экономический смысл.

Естествознание – умение объяснять факты и события, уметь предвидеть события и их экономические последствия. Проблема выживания человека в условиях антропогенной нагрузки на биосферу.

Искусство – отображение в музыке, живописи, художественной литературе деятельности людей, объяснение поступков людей с экономических позиций.

Уроки с межпредметными связями бывают 3-х видов:

1. Фрагментарные – используются при раскрытии частных вопросов темы.

Например, тема «Блага»:

- связь с обществоведением: изучается поведение человека в условиях ограниченных средств;

- связь с образовательной областью «Технология»: подготовка человека к жизни в конкретном обществе;

- связь с образовательной областью «Естествознание»: изучается экономическое поведение человека в среде с ограниченными ресурсами.

2. «Узловые» - темы нескольких предметов по содержанию совпадают и могут решаться одновременно. Например, перевод иностранного текста с экономическим содержанием и математическими подсчетами, перессказом текста, ответами на вопросы, решением задач.

3. Синтезированные - знания учащихся по разным предметам концентрируются, чтобы вывести всеобщие законы и принципы. Основой синтезированных уроков является содержание, а применение межпредметных связей способствует интеграции и координации предметных связей.

Координация межпредметных связей проявляется, если реализуется:

1. Принцип временного соответствия тем экономики с другими предметами. Темы по нескольким предметам изучаются в одной параллели, в одно и то же время.

2. Причинно-следственные отношения. Например, изучение темы “Безработица” требует предварительных знаний по географии (“Принцип народонаселения страны”), обществоведения, права («Права и обязанности граждан») и т.д.

На основе перечисленных межпредметных связей строятся межкурсовые и внутрикурсовые преемственные связи обучения.

Использование в практике работы учителей межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей обучения – весьма частое явление. Значимость межпредметных связей для школьников выражается в системности мышления, в формировании научных знаний, использовании полученных знаний на разных предметах, способности обобщать знания по предметам. Кроме того, межпредметные знания создают основу для формирования различных понятий, которые являются общими для смежных наук; различных умений, применяемых в науках; верные оценочные отношения к предметным знаниям, применение знаний на практике, что в целом формирует компетентного выпускника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: