Факторы, определяющие дивидендную политику

В экономической литературе исследователи выделяют различные группы факторов, воздействующих на политику выплаты дивидендов. Ченг Ф.Ли и Джозеф И.Финнерти утверждают, что дивидендная политика должна учитывать две группы факторов: во-первых, финансовое положение компании, которая находится под воздействием рыночных сил и государственной политики; во-вторых, предпочтения инвесторов и акционеров [68, с.327]. Другие экономисты называют четыре группы факторов дивидендной политики. Первая связана с различными ограничениями юридического и финансового, объективного и субъективного характера; вторая – с инвестиционными возможностями компании; третья – с возможностью поиска источников финансирования инвестиций и расходами на их привлечение; четвертая – с влиянием дивидендной политики на прибыльность акционерного капитала [63, с.198]. Выделяются также следующие группы факторов: риск и доходность; финансово-инвестиционные возможности; экономическая ситуация; организационно-управленческая информация; политическая обстановка, законодательство и географическое размещение [38, с.164].

Факторы, определяющие дивидендную политику, можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: инфляция, налоговая политика государства, стадия экономического роста, общее состояние экономики, степень развития рынка ценных бумаг, уровень ставки ссудного процента, состояние кредитного рынка.

Инфляция приводит к тому, что амортизационные отчисления не позволяют приобретать новое оборудование, следовательно, снижается фонд дивидендов в пользу производственного потенциала. Инфляция влияет на ссудный процент, стратегические цели и перспективы компании, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, прогнозируемую величину прибыли и соотношение между ее частями, финансово – инвестиционные возможности фирмы (наличие перспективных проектов, возможность получить кредиты, стоимость заемного капитала, структура капитала). Инфляция повышает уровень банковского процента, что заставляет компанию увеличивать размер выплачиваемых дивидендов.

Ограничения правового характера: собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, дополнительный капитал, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем – на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом (например, в США он равен 250 тыс. дол.) облагается налогом [23]. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращении возможного «проедания» собственного капитала предприятия.

Особенности отечественного законодательства относительно дивидендной политики:

- предусматривается двойное налогообложение прибыли, направляемой на выплату дивидендов юридическим лицам и физическим лицам, держателям акций;

- отсутствует регламентация уровня ставки дивидендов;

- не регламентированы формы выплаты дивидендов;

- определяется порядок и источники выплаты дивидендов.

Ограничения прироста дивидендов контрактного характера: величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие желает получить долгосрочную ссуду. Для обслуживания такого долга в контракте оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестированной прибыли.

Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью: дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточные для выплаты. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств.

Ограничения, связанные с расширением производства: многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известны случаи, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная для реинвестирования.

Ограничения в связи с интересами акционеров: в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Если дивиденды возрастают, то на расширение производства идет меньшая сумма прибыли. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, Совет директоров и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом, которая выражается в рыночной цене акций. Она зависит от следующих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста прибыли - g – цена акций может быть исчислена по формуле Гордона:

, (3.7.1)

где PV – цена акции;

C - дивиденды за текущий год;

g – годовой темп прироста прибыли;

r – норма дохода.

Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и интересы акционеров. Если на рынке капиталов имеются возможности участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, то акционеры предприятия могут проголосовать за более высокий дивиденд. Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.

Дивидендная политика тесно связана с проблемой «разжижения» права собственности. Под ней понимается появление новых акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а для обеспечения потребности в финансовых источниках предприятие прибегает к дополнительной эмиссии акций. Не желая этого, акционеры могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

Ограничения рекламно-финансового характера: в условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: