Условия и средства эстетического воспитания

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенкавоздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, краси­ва (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество де­талей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещенийит.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой ска­терти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетичес­ком окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра­сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если сре­ди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж­додневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто­нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль­ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим). Старенькая пра­бабушка может произносить какие-то слова неверно, по- своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и имен­но это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небреж­ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве­товой гаммы, неумение найти свой стиль - все это проти­воречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праз­дничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одеж­де. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном хала­те, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребен­ка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в бо­лее старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ­ления о красоте. Эстетика быта становится средством эстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану - желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию- основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа - это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка. Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос­питательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и пере­носит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: