Сущность дидактических игр

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение ди­дактической игры не выступает открыто, а реализуется че­рез игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры отно­сятся к «рубежным играм», представляя собой переход­ную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию по­знавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидакти­ческих игр характерно наличие задачи учебного харак­тера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем приме­ры обучающих задач: научить детей различать и правиль­но называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представ­ления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас­положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в со­ответствующем содержании, реализуется с помощью иг­ровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото­рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг­рать. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей­ствия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов­ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю­щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непред­намеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством актив­ной интересной для них деятельности - отличительная особен­ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна­ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин­терес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и млад­шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы­игрыш - для детей старшего дошкольного возраста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: