Усложнять – просто, упрощать - сложно

Однажды мне позвонила одна женщина из Нью Йорка, дочка которой берет уроки фортепиано и не смотря на успехи в техническом развитии и запоминании, имеет серьезные проблемы с чтением музыки (типичный случай музыкальной «инвалидности» вызванной буквенной системой обучения). Купив нашу программу и установив ее дома, мама и дочь принялись наверстывать упущенное, принявшись читать один за другим сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» - программы, которая соединяет фортепиано с компьютером и обучает игре пьес и чтению с листа.

Женщина позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. В процессе разговора я спросила ее, занимаются ли они с девочкой другими упражнениями, и если занимаются, то какими. Женщина очень удивилась. За годы частных уроков в ее сознании теория и практика разделились как два параллельных мира, в которых нет никакой линии пересечения.

- Зачем учить теорию? – настороженно спросила меня женщина. Моя дочка уже знает все правила!

- Это не совсем теория, мэм! Это упражнения на знание нотных последовательностей, зрительное восприятие музыкальных нот и развитие слуха – необходимых компонентов при чтении нот с листа.

- А зачем знать последовательность нот? – продолжает недоумевать женщина

- Чтобы читать их в любом направлении и с любого места и мгновенно распознавать клавиши

- Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще у меня вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?

- Чтобы уметь распознавать каждую линейку из 10, конечно! Ведь читая ноты, вашей дочке это нужно щелкать как семечки!

- Как замечательно и логично у вас все устроено! Вы просто разбили все, что нужно для музицирования на мелкие, хорошо усваиваемые кусочки!

- Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете раз в неделю весь запас, чтобы не случился заворот кишок? В освоении сложных навыков игры по нотам должно быть точно так же!

В музыкальном прочтении все важно: и координация, и способность зрения немедленно прочитывать текст, и развитие голоса, и слуховые тренировки. Только с помощью компьютера можно не только соединить все эти компоненты в одно целое, но и развивать их одновременно, облегчая одно, чтобы понять другое.

Как компьютер может воссоздать самые естественные и эффективные методы обучения

Я видел вашу программу на канале 2 в Хьюстоне и был просто поражен как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы наверное должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так предполагаю, потому что я тоже играл на форепиано около 7 лет и был звездой класса у моего учителя. Например, если вы приходите в гости к вашим друзьям и они просят этого ребенка сыграть на фортепиано, он не сможет, потому что он чересчур зависит от системы (компутера? прим мои). Так случалось когда нибудь или я просто дурак?

Искренне,

Бен, 12 лет

Мальчику Бену, «звезде» класса трудно себе представить, что результатов нотного чтения и игры на фортепиано двумя руками можно добиваться гораздо быстрее и проще, чем «старым проверенным путем» в классе «традиционного обучения музыке» и при этом не за счет качества самого обучения. Моя трехлетняя ученица Грейси, которая попала в программу Новостей, с легкостью исполняя пьесу, которую не всякий ученик сыграет после пары лет обучения, с помощью программы достигла тех же результатов, что и ребенок, который 7 лет учился в классе «традиционного учителя», но гораздо более быстрым путем.

Потому что Грейси, начиная с первого урока этот Менуэт активно и успешно ИГРАЕТ, в то время как все остальные дети его «разбирают» от ноты к ноте. Так, по аналогии с обучением языка, Грейси просто вынуждена на этом языке «разговаривать» постоянно и она осваивает его, как любой ребенок осваивает язык своих родителей. В то время, как другие дети «учат его по учебникам», говорят на нем нечасто, поэтому с трудом и не могут расстаться с «акцентом»

Компьютерная интерактивность – идеальное средство обучения прочитыванию и запоминанию музыки посредством «погружения» в сам язык, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» во время живого общения. Это – самый древний и проверенный способ обучения, которым выучился каждый из нас! При «традиционном» же подходе, добывание информации происходит гораздо сложнее, а «живая» интерактивность доступна только во время уроков с учителем.

Часто приходится слышать такое возражение, что ничего не может заменить «живого общения» с учителем – и я с этим совершенно согласна!

Давайте, тем не менее, разберемся, где «живость» учителя необходима, а где является бездарным разбазариванием человеческих сил, времени и денег. Так ли уж необходим неповторимый талант учителя, чтобы

- Помочь координировать обе руки при игре

- подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую и наоборот

- подсказать, где звучит фальшиво, почему и что нужно сделать, чтобы было все правильно

- разбить пьесу на небольшие секции и помочь ученику справиться с «локальными» сложностями

- помочь в разучивании произведения наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки

Своими объяснениями и попытками «внести что-то человеческое» в ваше обучение навыкам элементарной координации и способности считывать текст учитель сам того не желая… замедляет процесс вашего развития, разговорами подменяя ценнейшее время практики. Если с компьютером мой ученик проигрывает произведение за урок как минимум 15-20 раз, совершенствуя технику каждой руки, координацию обеих рук, отделяя и безостановочно совершенствуя сложный пассаж бесконечное количество раз, получая при этом слуховое развитие и развитие памяти, то в классе «традиционного» учителя большую часть урока занимают объяснения «как это надо играть», а оттачивание координации самой игры должно происходить дома, по воспоминаниям прослушанной лекции. Именно поэтому никакого прогресса обычно за неделю и не происходит, потому что без учителя проигрывание материала вообще становится невозможным.

Совсем другое дело, когда «живое присутствие» учителя помогает выбрать подходящий репертуар, продумать стратегию развития ученика, разобраться в штрихах и оттенках, в тонкостях интерпретации и передаче характера произведения. Никакой компьютер тут не сможет заменить живого общения. Но для этого же надо дорасти!

Я не знаю, насколько реально сделать программу, обучающую иностранным языкам, которая могла бы контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию и вовремя поправлять ошибки в произношении и грамматике. Но в обучении владению музыкальному языку осуществление такого контроля значительно проще, потому что точкой опоры в нем является координация пальцев и рук в совокупности с клавишами инструмента, а развитие голоса и слуха происходит как результат этого действия.

Как утверждают психологи, зрительная память «схватывает» быстрее, зато слуховая дольше помнит.

Если ребенок делает ошибку во время урока с «традиционным» учителем, то учитель ребенка останавливает, показывает где неправильно, почему, и как это надо поправить. На это как правило уходи т несколько минут. Хорошо, если ошибка некординационная и ее можно легко исправить. Но если не сознание начинающего, а его мышцы не желают «сотрудничать», то объяснения мало способны исправить ситуацию. Они просто забирают время. Видя ту же самую ошибку на мониторе компьютера с помощью компьютерной графики, начинающий может быстро понять, что именно не так и попробовать сыграть то же самое множество раз до тех пор, пока навык не установится и не закрепится. Прослушивая при этом звучание разучиваемого фрагмента, слух запоминает «как надо, чтобы звучало» и в последствии является точкой опоры при проигрывании музыкального произведения. Поэтому, если выбирать между зрительным объяснением компьютера и речевым преподавателя, то выигрывает все-таки графика. Но при этом слух человека получает самую важную информацию – он доносит до ученика музыкальную мысль.

Так, в нашей программе вначале ноты предсавлены в виде бутонов цветов, каждый из которых распускается в соответствии с тем, какую длительность он представляет. При преждевременном отпускании клавиши цветение цветка останавливается и появляется анимационный характер, который разочарованно разводит руками. Этот графический прием помогает распознавать ошибку за долю секунды. Компьютерная графика может помочь не только научить держать ноту столько, сколько требует музыкальный текст, но также проконтролировать правильность дальнейших действий руки и пальцев. Если то же самое объяснять во время урока, то на это уйдет значительно больше времени и сил и результат будет достигнут значительно позже.

В становлении и развитии навыков чтения и игры на фортепиано компьютер обладает значительно более мощным арсеналом средств для воздействия на зрение, слух, мышечное развитие и голос человека, чем учитель, который физически не в состоянии использовать все эти средства одновременно. Однако, конечным пунктом при обоих подходах являются навыки считывания нот. Когда они становятся неотъемлимой частью сознания человека и становятся точкой опоры во всем последующем музыкальном развитии, никого не интересует, добывались ли знания с помощью «живой силы учителя» или с помощью «бездушной машины». Поэтому я не вижу никакого смысла в том, чтобы отстаивать «традиционные» методы обучения, при которых точно такие же результаты достигаются гораздо медленнее и с большими усилиями.

Если при традиционном обучении запоминание музыки порой мучительно из-за невозможности само-контроля и зависимости от профессионального «взгляда со стороны», то в программе «Софт Моцарт» с помощью графики учащийся в состоянии выучить пьесу правильно с идеальной точностью. Для этого музыкальный текст той или иной руки или обеих рук убирается из поля зрения и появляется только в случае правильного проигрывания, а также в виде подсказки при неправильно нажатой ноте. Поэтому если раньше развитие музыкальной памяти было пущено на самотек, то теперь с помощью компьютера каждый может точно увидеть, насколько близко к тексту он запонил пьесу и как это исполнение можно сделать идеальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: