1. Краткое вступление – приветствие. Здесь приводится обращение к испытуемому, в котором подчеркивается цель опроса, сообщается об условиях конфиденциальности и о характере использования результатов опроса.
2. Инструкции по заполнению анкеты. В случае если характер вопросов или их форма меняется по ходу анкетирования, то инструкции могут приводиться не только в начале анкеты, но и в других ее частях.
3. Введение в опрос. Первая часть опроса должна быть максимально легкой и заинтересовывать испытуемого. Не следует размещать в этой части трудные вопросы или вопросы, которые могут вызвать сильные эмоциональные реакции. Главная задача этой части опроса – включить испытуемого в работу, вызвать в нем интерес и участие.
4. Основная часть опроса. Здесь размещаются наиболее информативные вопросы, вопросы, требующие когнитивных и эмоциональных усилий респондентов. На этом этапе выясняется то, что и является целью опроса.
5. Завершающая часть опроса снова предполагает включение простых и малотрудоемких вопросов. Это связано с наступающей у испытуемых истощаемостью внимания и усилением усталости. Здесь хороши шкальные вопросы и вопросы, предполагающие выбор вариантов ответа.
|
|
6. Паспортичка обычно размещается в конце анкеты и содержит вопросы, касающиеся личности испытуемого.
Достоинства опросного метода
- Возможность быстрого обследования больших групп людей.
- Использование статистических процедур обработки.
- Использование автоматизированных вариантов проведения.
Ограничения метода
- Возможность разного рода искажений, мотивационных, когнитивных и субъективных.
- Узость возрастного диапазона.
Метод экспертных оценок является разновидностью опроса, связанной с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных и авторитетных в своей области людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое качество или свойство. Использование этого метода требует от исследователя соблюдения ряда условий.
1. Тщательный подбор экспертов – людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.
2. Выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, упорядочивающих суждения и дающих возможность их выражения в определенных величинах.
3. Обучение экспертов способам использования предложенных шкал для однозначной оценки, для сведения к минимуму ошибки, и возможности сопоставления экспертных оценок.
4. Согласованность экспертных оценок. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, то можно предполагать, что эти оценки приближаются к объективным. Когда оценки сильно расходятся, то стоит говорить либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о низкой компетентности привлекаемых экспертов.
|
|
Тестирование является наиболее объективным методом сбора психологической информации. Такой высокой степени объективности исследователи добиваются, соблюдая три важных условия.
o единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;
o единообразие оценки выполнения теста;
o определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.
Тесты обычно представляют собой либо перечень вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо набор задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо какие-либо краткосрочные практические работы испытуемых, например квалификационные пробные работы в профессиональном образовании, в профессиональной деятельности и т.п. Выделяют различные виды тестов: бланковые, аппаратурные (например, на компьютере), практические; для индивидуального применения и групповые.
В исследовании тесты чаще применяются тогда, когда необходимо выявить объективные уровневые характеристики изучаемого свойства, процесса.
Экспериментальные методы. Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Все эксперименты планируются и строятся по сходным нормативам в той части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Экспериментальный метод является средством проверки каузальных гипотез, определяющих причинно-следственные связи (о влиянии, зависимости, формировании и т.д.).
Активность экспериментатора проявляется в организации разных уровней независимой переменной и предполагает использование методик фиксации тех показателей, которые отражают изменения в психологической реальности - выборочных значений зависимой переменной.
Обеспечение контроля за ходом эксперимента осуществляется в трех направлениях:
1. Планирование эксперимента как построение экспериментальных схем.
2. Задание разных типов переменных и соответственно разных типов экспериментов.
3. Снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к экспериментальным планам.
В эксперименте измеряемые показатели определяются как переменные, что определяется самой логикой эксперимента, где попеременное изменение одних показателей или условий (независимой переменной) приводит к переменам в измеряемых показателях зависимой переменной. Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная таким образом:
1. Любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).
2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.
Психологический эксперимент отличается от других методов сбора психологической информации особым вниманием к формам организации исследования, потому что связывает сбор эмпирических данных с формами контроля над выводами эмпирического исследования, т.е. с возможностями обобщений за пределами ситуации исследования. При этом сами эмпирические данные могут носить как качественный так и количественный характер.
|
|
Проективные методы также часто встречаются в различных психологических исследованиях. Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации, способствующей снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Основными идеями использования проективных методов являются следующие положения.
1. исследование направлено на уникальное в структуре личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не как перечень относительно статичных свойств, способностей и черт.
2. личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций, индивидуального опыта.
3. Это система постоянно активно действует на протяжении жизни человека; каждое действие, эмоция, восприятия, чувство несет на себе отпечаток личности – проективная гипотеза.
Выделяются основные черты проективных методик (Лоуренс, Франк), проявляющиеся а) в неопределенности стимульного материала и инструкции в задании, как следствие испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; б) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии однозначного отношения экспериментатора, испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо, это приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками; в) проективные методы измеряют не ту или иную функцию, а личность в целом, ее взаимоотношения с социальным окружением.
Классификация проективных методов
1. Конститутивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, придание ему смысла. Тест Роршаха – чернильные пятна – человек готов увидеть в них структуры.
|
|
2. Конструктивная. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Здесь главная задача обследуемого - создание из оформленных деталей осмысленного целого. Методом конструкции обследуемый раскрывает некоторые из организующих концепций своей жизни в этот период, как, например, при строительстве из кубиков.
3. Интерпретативные. Истолковывание какого-либо события или ситуации (ТАТ, тесты словесных ассоциаций) Субъект рассказывает, что означает для него стимульная ситуация на картинке, использую при интерпретации свой индивидуальный опыт и вкладывая в нее личностный смысл. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
4. Катартические. Осуществляется игровая деятельность в особо организованных условиях (психодрама). Субъект разряжает эмоцию или чувство на стимульную ситуацию и находит эмоциональное облегчение, заключающееся в проявлении его аффективных реакций по отношению к жизненным обстоятельствам, воплощенным в стимульной ситуации, как во время игры c глиной или игрушками.
5. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему (рисунок дома, семьи и т.д.).
6. Импрессивные. Предпочтение одних стимулов как более желательных другим (тест Люшера)
7. Аддиктивные. Завершение предложений, расказа. (методика незаконченных предложений.
Стимульный материал:
· набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
· Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
· Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").
8. Рефрактивные. Изменения и нарушения в устной и письменной речи. (графологические пробы)
Проективные методики оказываются весьма привлекательными для начинающих исследователей в виду их направленности на целостную личность, ориентации на неповторимую уникальность каждого человека. Однако следует помнить о высокой трудоемкости проективных методик и сложностей в формализации их результатов, с которыми неизбежно сталкиваются при их использовании начинающие психологи.