Композиция анкеты

1. Краткое вступление – приветствие. Здесь приводится обращение к испытуемому, в котором подчеркивается цель опроса, сообщается об условиях конфиденциальности и о характере использования результатов опроса.

2. Инструкции по заполнению анкеты. В случае если характер вопросов или их форма меняется по ходу анкетирования, то инструкции могут приводиться не только в начале анкеты, но и в других ее частях.

3. Введение в опрос. Первая часть опроса должна быть максимально легкой и заинтересовывать испытуемого. Не следует размещать в этой части трудные вопросы или вопросы, которые могут вызвать сильные эмоциональные реакции. Главная задача этой части опроса – включить испытуемого в работу, вызвать в нем интерес и участие.

4. Основная часть опроса. Здесь размещаются наиболее информативные вопросы, вопросы, требующие когнитивных и эмоциональных усилий респондентов. На этом этапе выясняется то, что и является целью опроса.

5. Завершающая часть опроса снова предполагает включение простых и малотрудоемких вопросов. Это связано с наступающей у испытуемых истощаемостью внимания и усилением усталости. Здесь хороши шкальные вопросы и вопросы, предполагающие выбор вариантов ответа.

6. Паспортичка обычно размещается в конце анкеты и содержит вопросы, касающиеся личности испытуемого.

Достоинства опросного метода

- Возможность быстрого обследования больших групп людей.

- Использование статистических процедур обработки.

- Использование автоматизированных вариантов проведения.

Ограничения метода

- Возможность разного рода искажений, мотивационных, когнитивных и субъективных.

- Узость возрастного диапазона.

Метод экспертных оценок является разновидностью опроса, связанной с привлечением к оценке изучаемых явлений, процессов наиболее компетентных и авторитетных в своей области людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое качество или свойство. Использование этого метода требует от исследователя соблюдения ряда условий.

1. Тщательный подбор экспертов – людей, хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.

2. Выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, упорядочивающих суждения и дающих возможность их выражения в определенных величинах.

3. Обучение экспертов способам использования предложенных шкал для однозначной оценки, для сведения к минимуму ошибки, и возможности сопоставления экспертных оценок.

4. Согласованность экспертных оценок. Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки, то можно предполагать, что эти оценки приближаются к объективным. Когда оценки сильно расходятся, то стоит говорить либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о низкой компетентности привлекаемых экспертов.

Тестирование является наиболее объективным методом сбора психологической информации. Такой высокой степени объективности исследователи добиваются, соблюдая три важных условия.

o единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;

o единообразие оценки выполнения теста;

o определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Тесты обычно представляют собой либо перечень вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо набор задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо какие-либо краткосрочные практические работы испытуемых, например квалификационные пробные работы в профессиональном образовании, в профессиональной деятельности и т.п. Выделяют различные виды тестов: бланковые, аппаратурные (например, на компьютере), практические; для индивидуального применения и групповые.

В исследовании тесты чаще применяются тогда, когда необходимо выявить объективные уровневые характеристики изучаемого свойства, процесса.

Экспериментальные методы. Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Все эксперименты планируются и строятся по сходным нормативам в той части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Экспериментальный метод является средством проверки каузальных гипотез, определяющих причинно-следственные связи (о влиянии, зависимости, формировании и т.д.).

Активность экспериментатора проявляется в организации разных уровней независимой переменной и предполагает использование методик фиксации тех показателей, которые отражают изменения в психологической реальности - выборочных значений зависимой переменной.

Обеспечение контроля за ходом эксперимента осуществляется в трех направлениях:

1. Планирование эксперимента как построение экспериментальных схем.

2. Задание разных типов переменных и соответственно разных типов экспериментов.

3. Снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо присутствующих при реализации эксперимента и подлежащих так называемому первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к экспериментальным планам.

В эксперименте измеряемые показатели определяются как переменные, что определяется самой логикой эксперимента, где попеременное изменение одних показателей или условий (независимой переменной) приводит к переменам в измеряемых показателях зависимой переменной. Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены. Переменная таким образом:

1. Любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Психологический эксперимент отличается от других методов сбора психологической информации особым вниманием к формам организации исследования, потому что связывает сбор эмпирических данных с формами контроля над выводами эмпирического исследования, т.е. с возможностями обобщений за пределами ситуации исследования. При этом сами эмпирические данные могут носить как качественный так и количественный характер.

Проективные методы также часто встречаются в различных психологических исследованиях. Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации, способствующей снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Основными идеями использования проективных методов являются следующие положения.

1. исследование направлено на уникальное в структуре личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не как перечень относительно статичных свойств, способностей и черт.

2. личность изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций, индивидуального опыта.

3. Это система постоянно активно действует на протяжении жизни человека; каждое действие, эмоция, восприятия, чувство несет на себе отпечаток личности – проективная гипотеза.

Выделяются основные черты проективных методик (Лоуренс, Франк), проявляющиеся а) в неопределенности стимульного материала и инструкции в задании, как следствие испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения; б) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии однозначного отношения экспериментатора, испытуемый не знает, что в его ответах диагностически значимо, это приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками; в) проективные методы измеряют не ту или иную функцию, а личность в целом, ее взаимоотношения с социальным окружением.

Классификация проективных методов

1. Конститутивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, придание ему смысла. Тест Роршаха – чернильные пятна – человек готов увидеть в них структуры.

2. Конструктивная. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Здесь главная задача обследуемого - создание из оформленных деталей осмысленного целого. Методом конструкции обследуемый раскрывает некоторые из организующих концепций своей жизни в этот период, как, например, при строительстве из кубиков.

3. Интерпретативные. Истолковывание какого-либо события или ситуации (ТАТ, тесты словесных ассоциаций) Субъект рассказывает, что означает для него стимульная ситуация на картинке, использую при интерпретации свой индивидуальный опыт и вкладывая в нее личностный смысл. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

4. Катартические. Осуществляется игровая деятельность в особо организованных условиях (психодрама). Субъект разряжает эмоцию или чувство на стимульную ситуацию и находит эмоциональное облегчение, заключающееся в проявлении его аффективных реакций по отношению к жизненным обстоятельствам, воплощенным в стимульной ситуации, как во время игры c глиной или игрушками.

5. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему (рисунок дома, семьи и т.д.).

6. Импрессивные. Предпочтение одних стимулов как более желательных другим (тест Люшера)

7. Аддиктивные. Завершение предложений, расказа. (методика незаконченных предложений.

Стимульный материал:

· набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

· Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

· Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

8. Рефрактивные. Изменения и нарушения в устной и письменной речи. (графологические пробы)

Проективные методики оказываются весьма привлекательными для начинающих исследователей в виду их направленности на целостную личность, ориентации на неповторимую уникальность каждого человека. Однако следует помнить о высокой трудоемкости проективных методик и сложностей в формализации их результатов, с которыми неизбежно сталкиваются при их использовании начинающие психологи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: