Ограничения метода наблюдения

— субъективность результатов,

— возможность искажений информации,

— потеря информации,

— сложность формализации результатов и применения математических методов.

Опросные методы включают стандартизированные и нестандартизированные формы беседы, анкеты, тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники. Основной особенностью данной группы методов является то, что вся психологическая информация об испытуемом исходит со слов самого испытуемого и является результатом его самонаблюдения и рефлексии своих поступков. Несмотря на высокую степень фальсифицируемости результатов опросного метода, его использование наиболее часто встречается в психологических исследованиях различного уровня (от курсовой работы студента до докторских диссертаций). Это объясняется относительной легкостью его использования и меньшей трудоемкостью по сравнению с другими группами методов. Однако, если исследователь использует только опросные методы, он рискует составить ложное впечатление об изучаемом феномене, поскольку психологическая информация, получаемая таким образом, свидетельствует скорее о том, каким себя видит испытуемый, а не то, каким он является.

Остановимся подробнее на требованиях к составлению анкеты, в связи с тем, что ошибки в ее составлении приводят к разнообразным когнитивным, эмоциональным и мотивационным искажениям результатов исследования. В то же время анкета представляет собой один из наиболее частых исследовательских методов в психологических исследованиях, поскольку позволяет сосредоточить внимание на тех вопросах, которые непосредственно отражают специфику изучаемого психологического феномена (предмета исследования) с одной стороны, и раскрывают особенности жизненного опыта и личность испытуемых (объект исследования) с другой.

Анкеты представляют собой процедуру проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленного перечня вопросов и заданий.

Обратимся к рассмотрению основных видов вопросов.

а) С точки зрения цели, с которой задаются вопросы, различают содержательные (результативные) и функциональные вопросы. Функциональные вопросы разделяют на:

— функционально-психологические ("А теперь несколько вопросов о Вашем хобби", "Случалось ли Вам пользоваться сетью Интернет"). Такие вопросы служат переходу к другой теме и чаще всего не обрабатываются.

— вопросы-фильтры служат для того чтобы категоризировать участников исследования по различным группам испытуемых, например «Был ли у Вас опыт виртуального знакомства с представителем противоположного пола?»

— контрольные вопросы служат для проверки достоверности данных. Такие вопросы направлены на выявление уровня мотивации социального одобрения у испытуемых. Вопросы могут касаться тех аспектов, проявление которых социально одобряемо, например, «Приходится ли Вам говорить неправду?».

Содержательные вопросы, в свою очередь, могут быть разделены на следующие группы:

— о фактах сознания, такие вопросы касаются мнений, мотивов, ожиданий, настроений, оценочных суждений и т.д.;

— о фактах поведения, выявляющие реальные действия, поступки и результаты деятельности опрашиваемых людей;

— о личности анкетируемого (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.).

б) по форме ответа выделяют следующие виды вопросов:

Закрытые вопросы. Самый распространенный тип вопросов в анкете. Они могут быть разного вида: дихотомические; альтернативные; "вопросы-меню"

Дихотомические вопросы предполагает выбор между двумя вариантами ответов (да – нет, согласен – не согласен, мужчина – женщина). Примеры дихотомических вопросов:

Считаете ли Вы виртуальные романы полезными?

· Да

· Нет

· Затрудняюсь ответить

Кто должен быть лидером в супружеской паре?

· Мужчина

· Женщина

· Затрудняюсь ответить

Альтернативные вопросы предпочтительнее, чем дихотомические, поскольку они более уравновешены по формулировке и позволяют испытуемому более точно подобрать вариант ответа. Ниже приведены примеры альтернативных вопросов.

Как часто Вы пользуетесь Интернет для поддержания и расширения Ваших социальных контактов?

· Крайне редко

· Редко

· Время от времени

· Часто

· Постоянно

Довольны ли Вы своей работой?

· Работой очень доволен

· Скорее доволен, чем недоволен

· Работа для меня безразлична

· Скорее недоволен, чем доволен

· Работой очень недоволен

Иногда в формулировку вопросов включают различные уровни интенсивности оценок. Например:

Хотелось ли бы Вам уехать в другую страну на постоянное место жительства?

· Да, это так.

· Вероятно, это так.

· Вряд ли это так.

· Это совсем не так.

Шкальный вопрос — разновидность альтернативного с использованием определенной шкалы для оценок испытуемого. Шкальный вопрос может быть задан и таким образом:

Какие эмоции Вы наиболее часто испытывали в ходе установления и развития виртуальных отношений с партнером?

(1 – эмоция абсолютно не выражена, 9 – эмоция максимально выражена)

гнев 1 2 3 4 5 6 7 8 9
радость 1 2 3 4 5 6 7 8 9
страх 1 2 3 4 5 6 7 8 9
интерес 1 2 3 4 5 6 7 8 9
печаль, страдание 1 2 3 4 5 6 7 8 9
удивление 1 2 3 4 5 6 7 8 9
стыд 1 2 3 4 5 6 7 8 9
вина 1 2 3 4 5 6 7 8 9
презрение 1 2 3 4 5 6 7 8 9
удовольствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другим вариантом является использование визуально-аналоговых шкал оценки.

Насколько Вы удовлетворены вашими отношениями? Отметьте любым знаком на следующей шкале:

Совершенно не 1___________________4__________________7 Полностью

удовлетворен Что-то среднее удовлетворен

"Вопросы-меню" позволяют испытуемому выбрать несколько ответов на вопрос в отличие от альтернативного вопроса, где предполагается выбор только одного варианта ответа. Ниже приведен пример подобного вопроса.

Какие занятия для Вас являются более интересными, привлекательными? Отметьте нужные варианты:

а. Работа в организации;

б. Работа по дому____________;

в. Просмотр телепередач__________;

г. Хобби__________;

д. Прогулка_________;

е. Посещение магазинов_________;

ж. Разговор по телефону с родственниками, друзьями______;

з. Общение с внуками_________;

и. Чтение литературы_________;

к. Прослушивание музыки________;

л. Встреча с друзьями_________;

Полузакрытые вопросы используют если составитель анкеты не осведомлен о всех возможных вариантах ответов на вопрос. Например:

Сколько времени Вы обычно уделяете чтению книги, если она вызывает у Вас интерес?

a) не могу оторваться, пока не дочитаю

b) читаю столько, сколько есть свободного времени

c) читаю размеренно (некоторое количество страниц в день)

d) читаю с пропусками (могу вернуться к книге через день или более)

e) свой вариант _______________________________________________

Открытые вопросы не предполагают наличия готовых вариантов ответа. Ожидается, что ответ целиком и полностью будет сформулирован испытуемым. Примеры таких вопросов «Что для Вас означает "любить"?» или "Любовь это…." (закончите предложение).

в) по способу формулирования вопросы определяют как прямые, косвенные и проективные.

Прямые вопросы непосредственно направлены на выявление чего-либо. Предполагается, что испытуемый даст на него непосредственный и честный ответ. Например,

Какие способы знакомств в реальности Вы используете?

Косвенные вопросы обычно смягчают давление прямого вопроса, иногда используя гипотетическую ситуацию, снижающую критический потенциал передаваемой информации. Например,

Случалось ли Вам скрывать, что Вы использовали виртуальный способ знакомств?

Проективные вопросы максимально направлены на снятие давления социально-нормативных ответов. Они применяются в тех случаях, когда велика опасность того, что человек ответит так, как принято в обществе, а не так, как он считает на самом деле. Например,

Как Вы думаете, почему люди лгут?

Ясно, что при персонификации вопроса («По каким причинам Вы лжете?») мы получим другой спектр ответов, нежели на проективный вопрос, приведенный выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: