Источники. В этой отрасли международного права, в отличие от ряда других его отраслей, пока не осуществлена кодификация

В этой отрасли международного права, в отличие от ряда других его отраслей, пока не осуществлена кодификация, со­храняется множественность договорных актов.

Прежде всего, это общие для большинства государств кон­венции, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступ­ностью, межгосударственные взаимоотношения в целях предот­вращения и наказания опасных для международного сообщест­ва либо для нескольких государств деяний.

Перечень таких актов обширен, назовем наиболее значи­мые в наше время:

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;

Конвенция против, пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных или унижающих достоинство видов обращения и наказа­ния 1985 г.;

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.;

Международная конвенция о борьбе с захватом заложни­ков 1979 г.;

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.;

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, 1963 г.;

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленны­ми против безопасности гражданской авиации, 1971 г., и допол­няющий ее Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г.;

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленны­ми против безопасности морского судоходства, и дополняющий ее Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.;

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.;

Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;

Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота нар­котических средств и психотропных веществ 1988 г.;

Международная конвенция о борьбе с подделкой денеж­ных знаков 1929 г.

К этому списку следует добавить Конвенцию об открытом море 1958 г. и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., в которых (соответственно ст. 14—21 и ст. 100—107) определены меры по борьбе с пиратством на море.

Характерная черта конвенций — это фиксация права всех без исключения государств быть их участниками, т. е. возмож­ность подписать их в установленном порядке или присоеди­ниться к ним после их вступления в силу. СССР стал участни­ком всех названных конвенций: большинство подписал и рати­фицировал вскоре после их принятия, к некоторым (например, к Конвенции о борьбе с захватом заложников) присоединился позднее. Российская Федерация участвует в этих конвенциях в порядке правопреемства. Существуют также многочисленные акты регионального характера (например, Европейская конвен­ция о подавлении терроризма 1977 г.) и разнообразные двусто­ронние договоры, особенно по вопросам предотвращения угона воздушных судов и предотвращения актов незаконного вмеша­тельства в деятельность гражданской авиации, а также по во­просам борьбы со злоупотреблением наркотическими средства­ми и психотропными веществами и их незаконным оборотом.

Особую группу источников международного уголовного права составляют акты, регламентирующие сотрудничество в борьбе с преступлениями против мира и безопасности челове­чества, с военными преступлениями. Это:

Соглашение о судебном преследовании и наказании глав­ных военных преступников в Европе от 8 августа 1945 г. и при­ложенный к нему Устав Международного военного трибунала, ставшего известным затем под названием Нюрнбергского три­бунала, осудившего группу руководителей фашистской Герма­нии;

Устав Токийского международного военного трибунала для Дальнего Востока от 19 января 1946 г.;

Устав Международного трибунала, созданного согласно резолюции Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьез­ные нарушения международного гуманитарного права на тер­ритории бывшей Югославии;

Устав Международного трибунала по Руанде, созданного в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 995 от 8 ноября 1994 г.;

Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и до­полнительные Протоколы к ним 1977 г.;

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

Комиссией международного права ООН разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

В заключение назовем акты, характеризующие правовой статус некоторых международных органов, координирующих деятельность государств в борьбе с преступностью:

Устав Международной организации уголовной полиции.(Интерпола) 1956 г.;

Положение о Бюро по координации борьбы с организован­ной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств (утвержде­но решением от 25 сентября 1993 г.).

В научной литературе и в материалах Ассоциации между­народного права — неправительственной международной орга­низации — разработаны предложения относительно подготовки и заключения единой Конвенции "о международных престу­плениях" (имеются в виду и те деяния, которые многими уче­ными квалифицируются как преступления международного характера). Рекомендация о принятии "комплексного договора" выдвинута на VIII конгрессе ООН по предупреждению преступ­ности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в 1990 г. (там же предложены "типовые договоры" о выдаче, о взаимной помощи в области уголовного правосудия).

Получают распространение двусторонние соглашения — как по общим вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью (с Королевством Швеции от 19 апреля 1955 г., с Республикой Уз­бекистан от 27 июля 1995 г.) или по уголовно-правовым вопро­сам (с Соединенными Штатами Америки от 30 июня 1995 г.), так и по вопросам координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (с Великобри­танией, Китайской Народной Республикой, Бразилией и др.).

Нормы международного уголовного права взаимодейству­ют с внутригосударственными уголовно-правовыми нормами. Такое взаимодействие четко выражено в новом Уголовном ко­дексе РФ: "Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нор­мах международного права" (ч. 2 ст. 1).

Проявлением такого взаимодействия служат те положе­ния российского уголовного законодательства, появление и со­держание которых обусловлены международными договорами. К их числу в действующем УК РФ можно отнести ст. 11, 12, 13 Общей части, ст. 206, 211, 220, 221, 227, 252, 253, 353—360 Осо­бенной части. В отдельных случаях (к сожалению, далеко не всегда) эта связь отмечается в формулировке закона. Так, в преамбуле Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г."0б уголовной ответственности за незаконные действия с радиоактивными материалами" объясняется его необходимость:

"... учитывая обязательства, вытекающие из участия СССР в Конвенции о физической защите ядерного материала"..

Международное уголовное право базируется на общих принципах международного права, а также особенных, свойственных его специфики отраслевых принципах. Основа принципов международного права закреплена в Уставе ООН. Римский Статут Международного уголовного суда (далее Римский Статут), являющийся наиболее полным источником международного уголовного права, в преамбуле подтверждает принципы, перечисленные в Уставе ООН.

Специфика отрасли международного уголовного права, безусловно, требует разработки и собственной системы принципов. Особое значение данное обстоятельство приобретает в свете указания ст. 21 Римского Статута, закрепляющего возможность использования «в соответствующих случаях, применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов». Основа отраслевых принципов международного уголовного права закреплена в Римском Статуте. Данные принципы сформированы в систему и определяют общие направления развития международного уголовного права, а также правила применения его норм.

Представляется, что принципы международного уголовного права следует определить как систему основополагающих идей, положений и установок, определяющих общую основу развития и применения норм международного уголовного права.

Система принципов международного уголовного права закреплена в части 3 Римского Статута, в которой определены шесть основных принципов международного уголовного права.

Первым из которых является – нет преступления без указания на то в законе (Nullum crimen sine lege). Данный принцип закреплен в ст. 22 Римского Статута и означает следующее:

- Лицо не подлежит уголовной ответственности по Римскому Статуту, если только соответствующее деяние в момент его совершения не образует преступления, подпадающего под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Юрисдикция Международного уголовного суда определена в ст. 5 Римского Статута, где сказано: «юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

a) преступление геноцида;

b) преступления против человечности;

c) военные преступления;

d) преступление агрессии».

Таким образом, указанный принцип ограничивает возможность распространения действия Римского Статута лишь на указанные наиболее серьезные международные преступления. Выбор именно такой юрисдикции Международного уголовного суда вполне объясним, исходя из того, что одной их основных задача наднационального права является регулирование отношений, которые невозможно регулировать правом национальным, т.е. применительно к международному уголовному праву – это отношения, в которых задействовано ни одно государство, а также те отношения, в которых ответственным субъектом является государство.

- Определение преступления должно быть точно истолковано и не должно применяться по аналогии.

Данное положение запрещает применения международных актов, устанавливающих международную уголовную правовую ответственность по аналогии. Положение представляется весьма важным, исходя из того, что оно обеспечивает защиту прав лица от возможности необоснованного привлечения к ответственности.

- В случае двусмысленности определение толкуется в пользу лица, которое находится под следствием, в отношении которого ведется судебное разбирательство или которое признано виновным.

Также важным аспектом в сфере защиты прав человека является указанное положение, позволяет избежать возможности двойной трактовки одних и тех же норм, позволяет обеспечить равенство граждан и избежать возможности привлечения к международной уголовно-правовой ответственности невиновных лиц.

Необходимо отметить, что в ст. 22 Римского Статута также закреплено положение, согласно которому «настоящая статья не влияет на квалификацию любого деяния как преступного по международному праву, независимо от настоящего Статута». Таким образом, если иной источник международного уголовного права (иной международный договор) устанавливает международную уголовно-правовую ответственность за преступления, ответственность за которые не установлена в Римском Статуте, то за их совершение возможно привлечение виновного лица к международной уголовно-правовой ответственности в соответствии с данными международными актами.

Продолжением рассмотренного принципа является закрепленный в ст. 23 Римского Статута принцип Nulla poena sine lege (нет наказания без указания на то в законе), т.е. лицо, признанное Международным уголовным судом виновным, может быть наказано только в соответствии с положениями Римского Статута. Значение данного принципа заключается в том, что лицо, признанное виновным в совершении международного уголовного преступления может быть наказано только в соответствии с положениями Римского Статута. Указанное положение позволяет избежать нарушений при назначении наказания и обеспечить права виновного лица при назначении наказания за совершенное преступление.

В статье 24 Римского Статута предусмотрен принцип отсутствия обратной силы действия Статута. Под обратной силой закона понимается распространение положений принятого нового закона на уже существующие общественные отношение. Общемировой практикой национальных уголовных законодательств является невозможность применения обратной силы уголовного закона.

В соответствии с положениями ст. 24 Римского Статута:

- лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии с Римским Статутом за деяние до вступления Статута в силу;

- в случае внесения изменения в закон, применимый к данному делу до вынесения окончательного решения, применяется закон, более благоприятный для лица, которое находится под следствием, в отношении которого ведется судебное разбирательство или которое признано виновным.

Данный принцип позволяет, во-первых, оградить лицо от применения к нему закона, который еще не действовал на момент совершения деяния;

- во-вторых, предусмотрено исключение из данного принципа, согласно которому в случае внесения изменений в закон, которые носят благоприятный характер для виновного лица, к нему применима обратная сила.

Римский Статут не раскрывает какой закон может быть признан благоприятным для виновного лица. Как показывает общемировая практика, под более благоприятным уголовным законом понимается закон:

- устраняющий преступность деяния, т.е. признающий совершенное деяние непреступным;

- смягчающий наказание деяния, т.е. закон предусматривает более мягкое наказание, чем было предусмотрено ранее, либо закон снижающий максимальные и минимальные пределы размера того же вида наказания, либо закон, добавляющий альтернативно в санкцию более мягкий вид наказания.

- иным образом улучшающий положение виновного лица, т.е. в данном случае имеются, в частности, условия отбывания наказания виновным лицом, возможность досрочного освобождения от наказания, возможность применения сроков давности к совершенному преступлению и т.д.

В статье 25 Римского Статута установлен принцип индивидуальной ответственности лиц, совершивших международное уголовное преступление. Данный принцип применяемый к физическим лицам означает следующее:

- лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Международного уголовного суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с Римским Статутом;

- в соответствии с Римским Статутом лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Международного уголовного суда, если это лицо:

а) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо, независимо от того, подлежит ли это другое лицо уголовной ответственности;

б) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление, если это преступление совершается или если имеет место покушение на это преступление;

в) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или каким-либо иным образом содействует его совершению или покушению на него, включая предоставление средств для его совершения;

г) любым другим образом способствует совершению или покушению на совершение такого преступления группой лиц, действующих с общей целью. Такое содействие должно оказываться умышленно и либо:

д) в целях поддержки преступной деятельности или преступной цели группы в тех случаях, когда такая деятельность или цель связана с совершением преступления, подпадающего под юрисдикцию Международного уголовного суда;

е) либо с осознанием умысла группы совершить преступление;

ж) в отношении преступления геноцида, прямо и публично подстрекает других к совершению геноцида;

з) покушается на совершение такого преступления, предпринимая действие, которое представляет собой значительный шаг в его совершении, однако преступление оказывается незавершенным по обстоятельствам, не зависящим от намерений данного лица. Вместе с тем лицо, которое отказывается от попытки совершить преступление или иным образом предотвращает завершение преступления, не подлежит наказанию в соответствии с Римским Статутом за покушение на совершение этого преступления, если данное лицо полностью и добровольно отказалось от преступной цели.

Таким образом, не отрицая индивидуальной международной уголовной ответственности, Римский Статут предусматривает институт соучастия и институт посредственного причинения вреда. В случае совершения преступления в соучастии лицо подлежит наказанию в зависимости от характера его участия в совершенном преступлении.

Еще одним принципом международного уголовного права является принцип неприменения сроков давности в отношении международных уголовных преступлений. Указанное положение закреплено в ст. 29 Римского Статута. Важность принципа неприменения сроков давности в отношении международных уголовных преступлений заключается в том, что под юрисдикцию Международного уголовного суда подпадают наиболее тяжкие уголовные преступления, в отношении которых невозможно применить вследствие данного обстоятельства сроки давности.

Последним прямо прописанным в Римском Статуте принципом международного уголовного права является принцип вины, который закреплен в ст. 30 Римского Статута и означает следующее:

- если не предусмотрено иное, лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за преступление, подпадающее под юрисдикцию Международного уголовного суда, только в том случае, если по признакам, характеризующим объективную сторону, оно совершено намеренно и сознательно.

Применение данного принципа является общемировой практикой и он закреплен во всех национальных уголовных законах. Таким образом, исключается ответственность лиц за совершение международного уголовного преступления в том случае, если его деяние не было совершено намерено и сознательно.

Намеренность означает желание совершение каких-либо действий или наступления последствий, т.е. это волевой элемент. Осознанность означает понимание опасности совершаемых лицом действий, т. е. интеллектуальный элемент. Исходя из редакции ст. 30 Римского Статута, на наш взгляд, напрашиваются два вывода.

Во-первых, принцип вины применим лишь в отношении физических лиц, в отношении государств он неприменим, исходя из того, что не представляется возможным, что не представляется возможным установить волевую направленность деятельности государства.

Во-вторых, фактически Римский Статут указывает лишь на возможность умышленного совершения международного уголовного преступления.

Система принципов международного уголовного права отражает основные тенденции развития уголовно-правовой науки и закрепляет наиболее существенные положения. Представлена система принципов шести отраслевыми принципами международного уголовного права:

1. Нет преступления без указания на то в законе (Nullum crimen sine lege).

2. Нет наказания без указания на то в законе (Nulla poena sine lege).

3. Принцип отсутствия обратной силы действия закона.

4. Принцип индивидуальной ответственности лиц, совершивших международное уголовное преступление.

5. Принцип неприменения сроков давности в отношении международных уголовных преступлений.

6. Принцип вины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: