Институты социализации (социальные агенты)

Вертикальная трансмиссия - это передача культурных ценностей, верований, умений и т.п. от родителей к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками. При "непрямой" трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых - родственников, старших членов общины, соседей и т.п. (Стефаненко, 1999).

1. Семья – уникальный, незаменимый институт, до 6-7 лет является главным социальным окружение ребенка, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей, отношение к себе, другим, характер, усваиваются нормы, воспитываются социальные качества. Позиции, сформированные родителями в социальных системе отношений определяют стиль жизни и жизненный план – жизненный сценарий (Э. Берн). Неправильное воспитание, дестабилизация семьи может приводить к нарушению социальной адаптации. Функции семьи (Б.Ю. Шапиро): репродуктивная, педагогическая, хозяйственно-экономическая, терапевтическая, организация досуга.

2. Школа – не менее уникальный институт воспитания, чем семья (определяет становление индивидов на определенном отрезке жизненного пути во всех странах мира, влияет на становление каждого в течение длительного периода времени 10-12 лет). Различают образовательные (обучение и воспитание) и социализирующие (связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений) функции:

· функция эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей (здесь межличностные отношения со взрослыми связаны не столько с его личными качествами, сколько учебной деятельностью)

· функция усвоения общественных ценностей и норм (регламентирована структура отношений и более жесткие социальные нормы, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями)

· функция селекции и распределения индивидуумов применительно к взрослой структуре общества (широк диапазон социальных отношений с разными людьми, что позволяет апробировать разные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровне)

3. Профессиональная группа (трудовой коллектив) - важен на стадии интеграции как возможность самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: