Основные рекомендации относительно порядка подготовки студенческой учебно-исследовательской работы

1.4.1. Выбор темы учебно-исследовательской работы осуществляется с учетом интересов студента, но в соответствии с научными направлениями кафедры (центра) специализации, исходя из предлагаемого кафедрой списка конкретных тем, и только при консультации и согласовании с научным руководителем; конкретная формулировка названия сочинения может корректироваться в ходе работы, но она не должна выходить за пределы согласованной с научным руководителем темы.

1.4.2. Изучение темы следует начинать со знакомства с общей литературой (учебниками, энциклопедиями, справочниками, обобщающими трудами по истории страны или периода), с монографиями и статьями, рекомендованными научным руководителем, которые помогут не только составить общее представление о теме, но и выяснить степень ее изученности.

1.4.3. При знакомстве с литературой по избранной теме необходимо с самого начала вести библиографический список, фиксируя (лучше на отдельных карточках) выходные данные изучаемых трудов и тех работ, к которыми, возможно, потребуется обратиться в дальнейшем[6].

1.4.4.1. Следующий этап — изучение источников — самый важный. Целесообразно сначала прочитать текст источника в целом, обращая внимание на его общий характер и отмечая те места, в которых содержится информация, относящаяся к отдельным вопросам темы. Затем нужно обратиться к тщательной проработке этих отмеченных мест и сделать необходимые выписки[7].

1.4.4.2. По ходу этой работы необходимо всесторонне анализировать свидетельства, обращая внимание как на сами факты, сообщаемые источником, так и на тот контекст, в котором они приводятся, а также оценивать сам характер высказываний, жанр, вид и происхождение изучаемого источника, форму изложения, используемую терминологию и т. д. Всегда важно задаваться вопросом, насколько полны и достоверны содержащиеся в источнике сведения, где проходит грань между реальными историческими фактами и субъективными взглядами автора (авторов) изучаемого исторического памятника, о чем умалчивается в данном источнике и каковы возможные причины этих умолчаний или искажения отдельных фактов.

1.4.4.3. При работе с используемыми в качестве источников документами необходимо проверять их достоверность, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях были они составлены, как использовались на практике[8].

1.4.4.4. Работая с источниками, следует распределить их по степени важности для изучаемой теме и начинать работу с наиболее полных и значимых, а уже потом переходить к изучению вторичных, дополнительных и второстепенных источников. К работе над архивными документами следует приступать после обстоятельного изучения опубликованных источников.

1.4.4.5. Отдельные типы и виды источников — надписи, археологические и нумизматические свидетельства, изобразительные памятники, лингвистические данные, статистические материалы, результаты анкетирования и социологических опросов, и т. п., которые в зависимости от конкретных задач учебно-научного сочинения могут быть либо основными, либо дополнительными источниками, — требуют специальных методик исследования и интерпретации, которые осваиваются студентами в процессе работы над темой самостоятельно с помощью консультаций научных руководителей, изучаются в спецкурсах и на спецсеминарах.

1.4.5. После изучения основной научной литературы и источников по избранной теме исследования необходимо составить подробный план работы и согласовать его с научным руководителем. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки всех привлекаемых источников и литературы, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только с согласия руководителя. Этот план является основой для структурирования основной части работы, ее деления на главы и параграфы и выносится в качестве оглавления в начало работы (оглавление помещается сразу после титульного листа).

1.4.6. По мере написания введения, глав и разделов своего сочинения студент представляет их научному руководителю и, в случае необходимости, дорабатывает с учётом его замечаний. Может быть представлен и черновой вариант сразу всего текста, но только в такие сроки, которые оставляют время на его доработку.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ

И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: