Курсовые и выпускные квалификационные работы в системе высшего исторического образования

1.1.1. Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (сочинений) — важнейшая и неотъемлемая часть становления профессионального историка. Основной целью написания курсовых и выпускных квалификационных работ является формирование и развитие у студента самостоятельного исследовательского мышления, овладение методикой исторического исследования, профессиональными умениями и навыками научной и практической работы. Главным условием для успешного достижения этой цели служит систематический характер работы студентов над курсовыми и выпускными квалификационными сочинениями, а базовыми критериями их оценки — соответствие современному уровню исторического знания, научным и методическим требованиям современной науки.

Для достижения названной цели наиболее эффективными являются такие модели подготовки, в рамках которых обеспечивается максимальное взаимодействие студента, научного руководителя и коллектива кафедры (центра). Каждая из трех сторон при этом обязана самым ответственным образом относиться к рассматриваемому сегменту учебно-исследовательской деятельности, выполнять налагаемые на нее обязанности, соблюдать устанавливаемые в рабочем порядке договоренности о сроках выполнения отдельных разделов сочинений, внесения поправок, переработки, проверки и прочих мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями.

1.1.2. Кафедра (центр) специализации обязан(а):

– на этапе распределения студентов предоставить им полную и достоверную информацию о возможных направлениях исследовательской работы и специфических требованиях, предъявляемых к учебно-исследовательской работе на данной кафедре, об обеспеченности необходимыми ресурсами, научных интересах и специализации сотрудников;

– создать условия для нормального взаимодействия студентов и научных руководителей в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, включая своевременную публикацию графика консультаций и предоставление кафедральной аудитории для их проведения;

– содействовать обеспечению студентов справочной информацией, необходимой для успешной подготовки учебно-исследовательских сочинений;

– своевременно запрашивать и проверять сведения о соблюдении соответствующих требований студентами и научными руководителями;

– надлежащим образом оформлять и хранить рабочую документацию, связанную с подготовкой курсовых и выпускных квалификационных работ (журналы учета, протоколы заседаний, на которых проходили обсуждения работ, заключения-рекомендации, внутренние отзывы и пр.).

Кафедра вправе в целях равномерного распределения учебной нагрузки и обеспечения надлежащего уровня учебно-исследовательской работы передавать научное руководство студентами от одного преподавателя другому, учитывая при этом интересы и возможности конкретных студентов и наличие на кафедре соответствующих специалистов.

1.1.3. Научный руководитель курсовой или выпускной квалификационной работы[1] обязан:

– учитывать индивидуальные способности и интересы студента и, по возможности, содействовать их реализации в рамках существующих на кафедре направлений учебно-исследовательской деятельности;

– четко определять уровень знаний студента и связанные с ним параметры оценки курсовых и выпускных квалификационных работ;

– способствовать освоению студентом методики написания курсовых и выпускных квалификационных работ;

– систематически контролировать выполнение студентом курсовой или выпускной квалификационной работы;

– своевременно извещать коллектив кафедры обо всех случаях недобросовестного отношения студента к выполнению возложенных на него обязанностей;

– своевременно проверять, объективно и всесторонне оценивать представленные студенческие работы, аргументировать выставляемую оценку и разъяснять студентам допущенные ошибки и недостатки их сочинений[2];

– присутствовать на мероприятиях, связанных с публичным обсуждением курсовой и выпускной квалификационной работы, выполненной под его руководством;

– в случае необходимости вовремя предоставлять надлежащим образом оформленный отзыв на курсовую либо выпускную квалификационную работу, в рамках которого должны быть отмечены сроки ее выполнения, актуальность, степень реализации цели и конкретных задач, значимость выводов, правильность оформления, соответствие требованиям, предъявляемым к студенческим сочинениям данного типа.

1.1.4. Студент, работающий над курсовой или выпускной квалификационной работой, обязан:

– уважительно относиться к традициям научно-исследовательской деятельности, сложившимся на кафедре специализации;

– систематически, настойчиво, добросовестно и творчески работать над учебно-исследовательским сочинением;

– стремиться к максимальному соответствию уровня и качества своего исследования критериям, определяемым настоящими рекомендациями, а также конкретным требованиям, предъявляемым кафедрой (центром) специализации и научным руководителем;

– регулярно (при отсутствии индивидуальных договоренностей с научным руководителем не реже двух раз в месяц) посещать консультации;

– предоставлять в назначенные сроки отдельные части или полные тексты курсовых и выпускных квалификационных работ на проверку научному руководителю;

– своевременно извещать научного руководителя (в случае необходимости – заведующего кафедрой) о трудностях, возникших в ходе работы над курсовой или выпускной квалификационной работой;

– добросовестно относиться к рекомендациям и требованиям научного руководителя, связанным с оптимизацией учебно-исследовательской деятельности и процесса подготовки курсовой или выпускной квалификационной работы;

1.1.5. Невыполнение студентом указаний научного руководителя, уклонение от информирования научного руководителя о ходе работы, неявка без уважительных причин на консультации дают преподавателю основание для отказа от руководства курсовой или выпускной квалификационной работой. В случае возникновения конфликтных ситуаций, связанных с неисполнением научным руководителем или студентом перечисленных обязанностей, преимущественное право их разрешения принадлежит коллективу кафедры (центра) специализации, а при отсутствии у сотрудников кафедры однозначного мнения — Ученому совету исторического факультета.

1.1.6. В исключительных случаях по уважительным причинам возможен переход студента с одной кафедры (центра) специализации на другую по заявлению на имя декана факультета при согласовании этого вопроса с заведующими обеих кафедр и при условии, что кто-либо из преподавателей новой кафедры готов взять на себя научное руководство работой данного студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: