СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………………....7
2. Произвольные движения и их изменения. Корково-мышечный путь. Центральный и периферический паралич. Симптомы поражения корково-мышечного пути на разных уровнях………………………………………………..8
3. Чувствительность и ее расстройства. Типы и виды нарушений чувствительности. Центральные и периферические механизмы боли………………………………..29
4. Экстрапирамидная система и симптомы ее поражения………………………….41
5. Координация движений и ее расстройства………………………………………..49
6. Вегетативная нервная система и вегетативные нарушения. Неврогенные нарушения функций тазовых органов……………………………………………..58
7. Поражения оболочек мозга и изменения спинномозговой жидкости. Менингеальный и гипертензионный синдромы…………………………………..71
8. Тесты (топическая диагностика заболеваний нервной системы)………………..84
9. Ответы на тесты……………………………………………………………………128
10. Литература…………………………………………………………………………131
|
|
Введение
Преподавание неврологии проводится на 4 курсе, когда студенты имеют базовые знания по нормальной анатомии и физиологии, патологической анатомии и физиологии, фармакологии, внутренним болезням. В течение курса неврологии должны использоваться основные учебно-методические приемы обучения: чтение лекций, практические занятия, самостоятельный осмотр студентом неврологических больных, подготовка и защита клинической истории болезни, самостоятельная работа студентов с литературой, тестовый контроль знаний студентов. Предусматривается наиболее полное изучение этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики заболеваний нервной системы.
Преподавание строится с учетом сравнительно-возрастного принципа изучения общей и частной неврологии. Знание основ неврологии необходимо в подготовке врача любой специальности при решении диагностических и лечебных вопросов.
Тема 1
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ.
КОРКОВО-МЫШЕЧНЫЙ ПУТЬ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ ПАРАЛИЧ. СИМПТОМЫ ПОРАЖЕНИЯ КОРКОВО-МЫШЕЧНОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Цель занятия и ее мотивационная характеристика
1.1. Знать:
· Корково-мышечный путь.
· Рефлекторная дуга, строение, виды.
· Регуляция мышечного тонуса.
· Центральный и периферический парезы.
· Клинические особенности поражения корково-мышечного пути на разных уровнях.
· Параклинические методы исследования двигательного анализатора.
План занятия.
1. Тестирование для определения исходного уровня знаний.
|
|
2. Устный разбор темы.
Вопросы:
1) Современные представления об организации произвольного движения. Рефлекторная дуга:строение и функционирование. Уровни замыкания рефлексов в спинном мозге и стволе мозга, значение в топической диагностике.
2) Регуляция мышечного тонуса:спинальная рефлекторная дуга, гамма-система. Надсегментарные уровни регуляции мышечного тонуса.
3) Корково-мышечный путь:строение, функциональное значение. Центральный (верхний) и периферический (нижний) мотонейроны. Кортикоспинальный тракт:его функциональное значение для организации произвольных движений.
4) Симптомы поражения периферического двигательного нейрона (изменения мышечного тонуса и рефлексов, трофики мышц).
5) Симптомы поражения центрального двигательного нейрона (изменения мышечного тонуса и рефлексов, трофики мышц, основные патологические рефлексы, защитные спинальные рефлексы).
6) Клинические особенности поражения корково-мышечного пути на разных уровнях:головной мозг (прецентральная извилина, лучистый венец, внутренняя капсула, ствол мозга), спинной мозг (боковой канатик, передний рог), передний корешок, сплетение, периферический нерв, нервно-мышечный синапс, мышца.
7) Клиническая симптоматика и диагностика двигательных расстройств (исследования двигательной функции, видимые изменения мышц, исследование мышечного тонуса, методика вызывания рефлексов)
3. Самостоятельная работа студентов с тестами и вопросами.
4. Курация больных.
5. Итоговое тестирование.
Оснащение занятия
Кодоскоп, пленочные слайды, таблицы, рисунки, схемы, неврологические молоточки.