Чтение с дантидирующей руки

Чтение с руки не адекватно процессу дактилирования.

Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирова­ния проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.

На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуля­ции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень об­щего развития читающего.

Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи учителя во многом зависит от знания учащимися дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки. Если учащиеся школы слабо владеют знанием дактильных знаков, то это неизбежно отразится на качестве восприятия и усвоения программного материала, на восприятии словесной речи в процессе обучения.

Наиболее распространенными ошибками при чтении дактиль­ного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.

Многие учащиеся не дифференцируют дактильные буквы: э, х, ь, ъ, ш, щ, ж, ф, ё; при этом они путают воспринимаемые изображения с другими. Так, например, предъявленное им э они воспринимают как х, и наоборот, предъявленное им ж они вос­принимают как ф или е.

Отдельные учащиеся свое сомнение отражают в своеобраз­ной двойной записи: ё1её, ее; ььъ, ъэх.

Учащиеся младших классов неправильно и своеобразно за­писывают буквы: э—е; ъ —е; х— о; с —• у.

При записи считываемого с руки наблюдаются пропуски букв. Пропуски и замены букв можно объяснить не только сход­ством дактильного изображения данных знаков, но и тем, что они слабо усвоены учащимися при изучении дактильного алфа­вита. Эти замены^1 пропуски могут быть вызваны:

1. Незнанием дактильных знаков: ъd, со; ъе, э; хо
э
е; зе.

2. Нетвердым знанием дактильных знаков, неумением соотне­
сти дактильный образ знака с графическим написанием буквы:
ььъ, ъь, хэ, хъ; ёеё, ее; гьг; шщ, ш; и — им.

3. Уподоблением одного дактильного знака другому только
по единичному сходному признаку в положении пальцев:
эх, щш, ъь, жф, ии, её, хэ, шщ, ьъ, фж,
и
и, ёе.

4. Отсутствием прочного навыка и умения различать дактиль­
ные знаки с дактилирующей руки по признакам сходства и раз­
личия: ё— е, ж; ьс, ъ, э, х, г; хэ, з; шщ, т, ц; жф, е; ъь,
х, э; э
х; пц, к; пл.

1 Здесь и в аналогичных случаях перед тире ставится предъявленный знак, а после тире даются воспроизводимые знаки.

2*

На первоначальном этапе обучения устной речи с использо­ванием дактильной речи необходимо уделять должное внимание и обучению технике дактилирования.

Учителям, воспитателям и родителям.необходимо учитывать специфику и трудности усвоения учащимися дактильного алфа­вита (особенно на первом этапе обучения). '

Для более эффективного использования дактильной речи в учебном процессе и в общении нужно добиваться единства в передаче дактильных знаков учащимися и учителями.

Следует периодически проверять состояние здания учащими­ся дактильного алфавита и состояние чтения с дактилирующей руки учебного материала.

В процессе обучения целесообразно проводить эпизодические тренировочные и контрольные работы, включающие легкие и наиболее трудные дактильные знаки, слова из наиболее трудных дактильных букв. Кроме того, надо выявлять и устранять ти­пичные ошибки, связанные с заменой одной буквы другой.

При дактилироваяии букв следует наиболее четко передавать сходные в своем изображении дактильные знаки ъг; жфе; эхс; щшц; кпу- тм).

При чтении слов с дактилирующей руки встречаются следу­ющие ошибки.

1. Недочитывание конца слова: учительницаучитель; дирек­
тор
дир, ди.

2. Произвольноедоосмысливание слова: столицаСмоленск.

3. Нарушение буквенного состава слова: дактилологиядак-
толонция, дикология; экскурсия-
эккурсия, эксуристия, эрс-
курсия;: синтаксис
ситпас, синтасия.

4. Замещение по сходству одной дактильной буквы другой:
столицасмолщ'а (тм); экскурсияхскурсия (эх); ули­
ца
юлица; журнал—-фурнал.

5. Пропуск первой и< других букв в словах: улицалица;
вокзал
возал.

6. Замена несчитанной части слова по сходству со знакомы­
ми слонами: журналУрал; шахтерышахматы, шахты.

7. Пропуск слов.

8. Пропуек слов в словосочетаниях и в предложениях.
Чтение с дактилирующей руки находится во взаимодействии

с пониманиеж и частотой употребления слова, а также знанием его буквенного состава. Двух-, трехкратное дактилирование ка­чественно улучшает чтение с руки и способствует усвоению сло­весной речи. В классе всегда есть учащиеся, которые слабо вла­деют навыком чтения с губ и с дактилирующей руки. Поэтому учитель должен постоянно проверять состояние навыка чтения с дактилирующей руки и проводить специальную работу по усо­вершенствованию техники дактилирования и чтения с руки. К со­жалению, учителя часто переоценивают возможности учащихся и допускают сокращенное дактилирование. При этом они полага-20


ются на возможность считывать с губ произносимый одновре­менно с дактилированием материал.

Каждый обучающий глухих учитель должен в совершенстве владеть умением да.ктилировать и читать с руки дактильную речь учащихся, знать правила дактилирования, совершенство­ваться в технике дактилирования и чтения с руки. Общение глу­хих между собой и со слышащими посредством дактильной речи способствует прочному запоминанию слов и усвоению словесной

речи.

Использование дактильной формы речи на всех годах обу­чения помогает овладевать словесной речью и приобретать со­ответствующие знания и навыки. Вот почему так важно научить глухого правильно, красиво, четко дактилировать каждый знак и при этом проговаривать соответствующее слово. Хорошая тех­ника дактильной речи способствует лучшему восприятию морфо­логической и синтаксической структуры устной и письменной речи. Дактилология является полноценным средством общения и орудием мышления глухих.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: