Чтение с руки не адекватно процессу дактилирования.
Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирования проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.
На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуляции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень общего развития читающего.
Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи учителя во многом зависит от знания учащимися дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки. Если учащиеся школы слабо владеют знанием дактильных знаков, то это неизбежно отразится на качестве восприятия и усвоения программного материала, на восприятии словесной речи в процессе обучения.
Наиболее распространенными ошибками при чтении дактильного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.
Многие учащиеся не дифференцируют дактильные буквы: э, х, ь, ъ, ш, щ, ж, ф, ё; при этом они путают воспринимаемые изображения с другими. Так, например, предъявленное им э они воспринимают как х, и наоборот, предъявленное им ж они воспринимают как ф или е.
Отдельные учащиеся свое сомнение отражают в своеобразной двойной записи: ё1 — её, ее; ь — ьъ, ъ — эх.
Учащиеся младших классов неправильно и своеобразно записывают буквы: э—е; ъ —е; х— о; с —• у.
При записи считываемого с руки наблюдаются пропуски букв. Пропуски и замены букв можно объяснить не только сходством дактильного изображения данных знаков, но и тем, что они слабо усвоены учащимися при изучении дактильного алфавита. Эти замены^1 пропуски могут быть вызваны:
1. Незнанием дактильных знаков: ъ — d, с — о; ъ — е, э; х — о
э — е; з — е.
2. Нетвердым знанием дактильных знаков, неумением соотне
сти дактильный образ знака с графическим написанием буквы:
ь — ьъ, ъь, хэ, хъ; ё — её, ее; г — ьг; ш — щ, ш; и — им.
3. Уподоблением одного дактильного знака другому только
по единичному сходному признаку в положении пальцев:
э — х, щ — ш, ъ — ь, ж — ф, и — и, е — ё, х — э, ш — щ, ь — ъ, ф — ж,
и — и, ё — е.
4. Отсутствием прочного навыка и умения различать дактиль
ные знаки с дактилирующей руки по признакам сходства и раз
личия: ё— е, ж; ь — с, ъ, э, х, г; х — э, з; ш — щ, т, ц; ж — ф, е; ъ — ь,
х, э; э — х; п — ц, к; п — л.
1 Здесь и в аналогичных случаях перед тире ставится предъявленный знак, а после тире даются воспроизводимые знаки.
2* |
На первоначальном этапе обучения устной речи с использованием дактильной речи необходимо уделять должное внимание и обучению технике дактилирования.
Учителям, воспитателям и родителям.необходимо учитывать специфику и трудности усвоения учащимися дактильного алфавита (особенно на первом этапе обучения). '
Для более эффективного использования дактильной речи в учебном процессе и в общении нужно добиваться единства в передаче дактильных знаков учащимися и учителями.
Следует периодически проверять состояние здания учащимися дактильного алфавита и состояние чтения с дактилирующей руки учебного материала.
В процессе обучения целесообразно проводить эпизодические тренировочные и контрольные работы, включающие легкие и наиболее трудные дактильные знаки, слова из наиболее трудных дактильных букв. Кроме того, надо выявлять и устранять типичные ошибки, связанные с заменой одной буквы другой.
При дактилироваяии букв следует наиболее четко передавать сходные в своем изображении дактильные знаки (ъ — ъ — г; ж — ф — е; э — х — с; щ — ш — ц; к — п — у- т — м).
При чтении слов с дактилирующей руки встречаются следующие ошибки.
1. Недочитывание конца слова: учительница — учитель; дирек
тор — дир, ди.
2. Произвольноедоосмысливание слова: столица — Смоленск.
3. Нарушение буквенного состава слова: дактилология — дак-
толонция, дикология; экскурсия- — эккурсия, эксуристия, эрс-
курсия;: синтаксис — ситпас, синтасия.
4. Замещение по сходству одной дактильной буквы другой:
столица — смолщ'а (т — м); экскурсия — хскурсия (э — х); ули
ца — юлица; журнал—-фурнал.
5. Пропуск первой и< других букв в словах: улица — лица;
вокзал — возал.
6. Замена несчитанной части слова по сходству со знакомы
ми слонами: журнал — Урал; шахтеры — шахматы, шахты.
7. Пропуск слов.
8. Пропуек слов в словосочетаниях и в предложениях.
Чтение с дактилирующей руки находится во взаимодействии
с пониманиеж и частотой употребления слова, а также знанием его буквенного состава. Двух-, трехкратное дактилирование качественно улучшает чтение с руки и способствует усвоению словесной речи. В классе всегда есть учащиеся, которые слабо владеют навыком чтения с губ и с дактилирующей руки. Поэтому учитель должен постоянно проверять состояние навыка чтения с дактилирующей руки и проводить специальную работу по усовершенствованию техники дактилирования и чтения с руки. К сожалению, учителя часто переоценивают возможности учащихся и допускают сокращенное дактилирование. При этом они полага-20
ются на возможность считывать с губ произносимый одновременно с дактилированием материал.
Каждый обучающий глухих учитель должен в совершенстве владеть умением да.ктилировать и читать с руки дактильную речь учащихся, знать правила дактилирования, совершенствоваться в технике дактилирования и чтения с руки. Общение глухих между собой и со слышащими посредством дактильной речи способствует прочному запоминанию слов и усвоению словесной
речи.
Использование дактильной формы речи на всех годах обучения помогает овладевать словесной речью и приобретать соответствующие знания и навыки. Вот почему так важно научить глухого правильно, красиво, четко дактилировать каждый знак и при этом проговаривать соответствующее слово. Хорошая техника дактильной речи способствует лучшему восприятию морфологической и синтаксической структуры устной и письменной речи. Дактилология является полноценным средством общения и орудием мышления глухих.