Тема: «Дактильная передача слов и предложений». Цель: ознакомление с правилами дактилирования; упражнение в дактилировании.
Содержание и ход занятия
1. Проверка домашнего задания.
2. Дактильная передача букв и небольших слов (предложен
ных преподавателем) в определенном темпе.
3. Упражнение в передаче дактильных знаков в разных
темпах.
Преподаватель дактилирует буквы алфавита в разных темпах в выборочном, прямом и обратном порядке.
4. Упражнение в дактилировании небольших слов и предло
жений.
Преподаватель предлагает студентам продактилировать (с проговариванием) слова: луна, река, год, день, кто, они, куда, лист, рука, число, я, что, это, когда, лето, лес, час, ты, мы, это, почему, зонт, дети, он, вы, зачем.
Затем он просит продактилировать небольшие предложения: Где ты был? Я был дома. Ты был в клубе? Иди сюда. Стой прямо. Говори тихо. Пиши красиво.
5. Проверка правильности (точная передача знака и нужный
темп) дактилирования алфавита, трудных для дактилирования
букв и небольших слов.
|
|
Проверка носит индивидуальный характер. Сначала предлагается продактилировать буквы: б, и, и, м, н, р, ф, у, ю, х, ы, э. Затем преподаватель просит продактилировать следующие слова: басня, баян, билет, улица, ужин, Иван, икра, Индия, мел, мак, мука, мяч, флаг, фильм, финал, фикус, экзамен, экскурсия, хлеб, холод.
6. Объяснение правил дактилирования слов и предложений,
сопровождаемое их дактилированием.
Сначала преподаватель объясняет правила дактилирования слов типа Москва, столица, Родина, город, сложносокращенных слов (например, СССР, КПСС, ВЛКСМ, МГУ), слов с удвоенными согласными (например, коллектив, комиссия, телеграмма). После этого объясняются правила дактилирования предложений (например, Москва — столица нашей Родины. Пролетарии всех стран, соединяйтесь/ Я с гордостью гляжу на Родину свою.).
7. Тренировочные упражнения в дактилировании слов и пред
ложений.
Сначала слова и предложения студенты дактилируют вместе с преподавателем. Затем студенты разбиваются на подгруппы. Кто-либо дактилирует. Другие считывают и называют воспринятый материал. Дактилируемые слова: Москва, столица, город, Родина, школа, класс, директор, учитель, дети, пионеры, комсомольцы, молодежь. Дактилируемые предложения: Москва — столица нашей Родины. Студенты учатся в городе Москве.
8. Проверка состояния навыка дактилирования слов и пред
ложений.
С целью проверки состояния навыка преподаватель опрашивает 4—5 человек. В ходе опроса происходит анализ и исправление допущенных при дактилировании неточностей.
Задание для самостоятельной работы дома.
1. Выучить правила дактилирования.
2. Написать 20 слов и 10 предложений, продактилировать
их с учетом правил дактилирования и требований, указанных
преподавателем во время упражнений.