Тема: «Дактильный алфавит».
Цель: ознакомление с дактильным алфавитом и обучение дактилированию букв.
Содержание и ход занятия
I. Краткая беседа о задачах «Практикума», программных требованиях, плане работы, требованиях к студентам в процессе работы. Знакомство с группой (выявление знания студентами дактильного алфавита).
П. Изучение дактильного алфавита.
В процессе изучения дактильного алфавита практикуются следующие виды работ.
1. Показ и сравнение наиболее легко дактилируемых знаков
с соответствующими буквами алфавита (г, з, л, м, о, с).
Преподаватель воспроизводит тот или иной дактильный знак и при этом сравнивает его с записываемой на доске или заранее написанной на отдельной карточке буквой.
2. Воспроизведение дактильных знаков (г, з, л, м, о, с) сту
дентами. Выявление допущенных ошибок и их устранение.
Преподаватель предлагает студентам дактилировать указанные знаки, обращает внимание на допущенные ошибки, а затем помогает их устранить.
3. Упражнение в передаче дактильных знаков г, з, л, м, о, с
с проговариванием и без проговаривания.
|
|
Сначала указанный вид работы проводится вместе с препо-давателем, а затем студенты упражняются самостоятельно.
4. Проверка уровня усвоения отдельными студентами дак
тильных знаков. Выявление и устранение недостатков в дакти
лировании букв.
5. Упражнение в дактилировании букв и слов.
а) Студентам предлагается поупражняться в дактилировании букв г, з, л, м, о, с в среднем темпе. Последовательность дакти-лирования носит произвольный характер, например: л, о, с, г, з, м; о, з, м, г, с, л.
б) Затем дактилируются слова гол, сом, лом, мозг с проговариванием и без проговаривания. Сначала указанные слова дактилируются преподавателем. Затем этот вид работы одновременно с преподавателем осуществляют и студенты. После этого студентам предлагается поупражняться самостоятельно.
6. Дактилирование преподавателем всех дактильных знаков.
Преподаватель дактилирует алфавит по частям: а, б, в, г, д, е,
ё, ж, з, и, и, к; л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х; ц, ч, ш, щ, ы, ь, ъ, э, ю, я. Дактилирование сопровождается записью букв на доске. В одном случае дактилирование сопровождается проговариванием, в другом происходит без него.
7. Выявление сходства и различия дактильного знака с бук
венным знаком печатного алфавита.
Преподаватель последовательно воспроизводит дактильные знаки и сравнивает их с соответствующими буквами алфавита.
8. Воспроизведение дактильных знаков студентами с исполь
зованием таблиц.
9. Проверка усвоения отдельными студентами дактильных
знаков. Выявление ошибок в передаче дактильных знаков и их
устранение в ходе дактил«рования.
|
|
10. Упражнение в дактилировании букв и небольших слов.
Студенты упражняются в дактилировании букв в прямой, обратной и произвольной последовательности. После дактилирова-ния букв алфавита '(по частям) воспроизводится ряд слов. Вся эта работа осуществляется в три (А, Б и В) этапа.
а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, и, к;
к, и, и, з, ж, ё, е, д, г, в, б, а; а, г, в, д, б, ж, и, з, ё, и, е, к
год, век, века, газ, глаз, гид, зал, база, бег, еда, еж, два, бал, мак, бак, вода, ваза, виза, вика, ива, как, код.
л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х;
х, ф, у, т, с, р, п, о, н, м, л;
с, х, ф, л, р, н, т, у, м, п, о
сон, лом, лес, нос, река, Ока, стол, стул, сумка, свет, сад, сок, ток, бал, Дон, дым; дом, дуб, Днепр, Днестр, дети, урок, утро, кино, роса, оса, нора, фильм, фонтан, флаг, хлеб, хлопок.
В
у, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я; я, ю, э, ъ, ь, ы, щ, ш, ч, ц; э, ь, ы, ъ, я, ю, ч, щ, ц, ш
юг, Юля, Люся, утюг, учебник, ящик, щетка, щека, щит, шуба, Шура, честь, мяч, игрушки, чай, папка, чайник, час, часть, рыба, рынок, Эльбрус, цемент, цапля, рожь, ячмень, ясень, ясли, яблоня, сын, сыр, весы, часы, соль.
11. Следующий вид работы — тренировочные упражнения в
передаче всех знаков дактильного алфавита. Дактилирование
сопровождается проговариванием, которое осуществляется в
медленном темпе. Студенты дактилируют и проговаривают вме
сте с преподавателем.
12. На следующем этапе студентам предлагается самостоя
тельно поупражняться в дактилировании букв алфавита, ис
пользуя при этом таблицы с дактильными знаками.
13. Затем преподаватель просит студентов осуществить само
контроль — проверку правильности дактилирования отдельных
знаков и алфавита в целом. При этом предлагается пользоваться
таблицами.
Преподаватель наблюдает за работой студентов и в случае необходимости оказывает помощь в усвоении дактильного алфавита, способствует закреплению правильного обозначения букв, устраняет неточности в дактилировании.
14. Упражнение в дактилировании небольших слов с прого
вариванием.
Учащиеся упражняются в дактилировании следующих слов: сон, сок, сад, дом, Дон, день, дочь, ночь, нос, сом, роса, мяч, юг, еж, мед, год, гид, час, век, чай, кто, что, лето, лось, река, лес, бал, зал, бак, бег, бор.
15. Проверка усвоения дактильных знаков.
Преподаватель вызывает отдельных студентов и просит их
дактилировать перед группой. По ходу дактилирования происходит выявление и устранение типичных ошибок.
16. Чтение с руки букв дактильного алфавита.
Преподаватель дактилирует буквы алфавита. Студенты (по
отдельности и всей группой) считывают с руки. Сначала материал дактилируется преподавателем в произвольной последовательности, а затем им воспроизводятся наиболее трудные для восприятия с руки знаки (д, е, ж, и, н, р, с, у, ф, ь, ъ, э).
17. Выявление, анализ и устранение типичных ошибок, допу
скаемых при считывании с руки.
Задание для самостоятельной работы дома.
1. Выполнять гимнастические упражнения, имеющие целью
развитие кисти.
2. Закрепить знание дактильного алфавита.
3. Упражняться в дактилировании букв алфавита в прямой и
произвольной последовательности без проговаривания и с про
говариванием.
4. Выявить и выписать наиболее трудные для дактилирова
ния знаки. Определить причины возникающих трудностей. Ра
ботать над устранением этих трудностей.
5. Выписать двадцать небольших слов, содержащих трудные
для дактилирования знаки. Продактилировать эти слова в мед
ленном темпе.
6. Читать с дактилирующей руки все буквы алфавита в про
извольной последовательности в среднем темпе.