В условиях конкурентной среды важное значение имеет обеспечение и его основополагающего критерия - качест-оценка одного из методов создания, и поддержания конкурентоспособности регламентируются вступившим в силу с 01 июля 2003г.ФЗ законом «О техническом регулировании». | средствам идентификации услуг, также как при идентификации относятся нормативные документы (стандарты, правила и др.
Для целей идентификации услуг общественного питания служат. е основные нормативные документы: Национальные стандарты:
1.ГОСТ Р 50647-94. Услуги населению. Термины и определения.
2.ГОСТ Р 50764-95. Услуги общественного питания. Общие требования.
3.ГОСТ Р 50762-95. Общественное питание. Классификация предприятий.
4.ГОСТ Р 50935-96. Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу.
5. ОСТ 28-1-95. Общественное питание. Требования к производственному персоналу. Правила:
1. Правила оказания услуг общественного питания. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036
2. СП 2.3.6.1079-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания.
Для целей идентификации услуги питания предприятий различных типов и классов используется ГОСТ Р 50762-95.
Критерии идентификации услуг совпадают с критериями идентификации продукции и являются характеристиками, позволяющими отождествлять наименование и качество услуги с наименованием и качеством, указанным в нормативном документе.
Методы оценки и контроль качества услуг предприятий общественного литания подразделяются на следующие группы:
- органолептические;
- физико-химические;
- микробиологические;
- экспертные (инспекционные);
- регистрационные;
- социологические.
Критерии идентификации услуги питания в предприятиях разных типов и классов имеют общность и различия, что отражено в табл. 14.
Таблица 14. Критерии идентификации услуг
Наименование услуги
Услуга питания (ресторана, бара, кафе, столовой, закусочной) предприятий общественного питания
Общность Критерии идентификации
1. Требования безопасности
2. Санитарно-гигиени-ческие требования
3. СанитарнО'Гигиени-ческие и технологические требования к процессу оказания услуги
4. Требования к персоналу, в т.ч. гигиенические
5. Безопасность продукции
6. Минимальные площади помещений для потребителей на 1 место
Различия
1. Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий
2. Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
3. Требования к оформлению меню и прейскурантов
4. Требования к ассортименту кулинарной продукции
5. Требования к методам { обслуживания потребителей, форменной одежде, музыкальному обслуживанию
6.Состав помещений для потребителей
целей идентификации услуги по изготовлению кулинарной I и кондитерских изделий, а также услуги по реализации кули-дукции используют кроме органолептических и иэмеритель-I контроля, методы экспертные, регистрационные и социоло-
мложении 5 представлены показатели безопасности услуг, кон-мые при идентификации и сертификации. I идентификации типа и класса предприятия общественного пи-деляющих вид услуги ресторана и бара классов люкс, выс->1й, а также услуги кафе, столовых и закусочных применяют, в I с ГОСТ Р 50762-95, следующие критерии: имент реализуемой продукции;, обслуживания; тво обслуживания;
менкпатура основных и дополнительных услуг. I идентификации услуги по критерию ассортимент реализуемой I учитывается широта охвата (простой, сложный или разверну-тимент), количество групп реализуемой продукции обществен-(гания (например, в ресторанах могут быть все подгруппы кули-| продукции, а также продукции промышленного производства -с алкогольные, слабоалкогольные, безалкогольные; кондитерские (г. шоколад, конфеты, восточные сладости, торты, пирожные; та-| изделия), наличие марочного ассортимента (оригинальных за-—,_.1| фирменных блюд, что характерно для ресторанов классов люкс и аы&мй или напитков сложного приготовления - для баров высшего и шЙЦв класса) или его отсутствие (для столовых и закусочных). - [Табл. Э-Грет Р 50762-95 - далее ГОСТ Р].
>Прм идентификации услуг по методам обслуживания учитывается официантов, барменов, метрдотелей, имеющих специальное и прошедших профессиональную подготовку (характерно ов и баров классов люкс и высший) или без такого образо-й класс ресторанов и баров), либо самообслуживание (ка-овая, закусочная). Кроме того, для ресторанов и баров обяза-«является наличие у обслуживающего персонала фирменной (в кафе, столовых и закусочных - у персонала должна быть арная одежда), а также музыкальное обслуживание, причем класса люкс и высший должно быть выступление вокально-ментальных ансамблей, солистов. - ГГабл. 4 - ГОСТ Р]. и И класс предприятий общественного питания идентифицируют-^""Р^оставу помещений для потребителей (вестибюль, гардероб, зал, квйит**1* эал' туалет мужской и женский с помещением для мытья рук, _!Т__<Впьная), а также минимально допустимой площадью на одно место.
общественного питания разных типов и классов тся разные требования к архитектурно-планировочным '** и оформлению внешнего вида здания, залов и других поме-Аля потребителей, наличия в них эстрады и танцевальной пло-создания и поддержания оптимального микроклимата в
помещениях, что также служит идентифицирующими показателями. -[Табл. 1-ГОСТ Р].
К числу важных идентифицирующих относятся также требования к эргономическим и эстетическим свойствам мебели, столов, столовых посуды, приборов и белья. Для посуды и приборов учитывается также их вид в зависимости от материала (посуда фарфорофаянсовая, сортовая стеклянная, приборы их мельхиора, нержавеющей стали или алюминия и т.п.).-[Табл. 2-ГОСТ Р].
Учитываются также средства и способы информационного обеспечения потребителей (вывеска, меню, печатная реклама), а также их оформления. - [Табл. 3 - ГОСТ Р].
Указанные идентифицирующие критерии и признаки оцениваются в основном по качественным характеристикам визуальным и регистрационным методами, а при аттестации класса и типа предприятия общественного питания и/или добровольной сертификации экспертным методом. При этом должна осуществляться комплексная оценка. Если хотя бы один из оцениваемых единичных показателей не соответствует установленным требованиям ГОСТ Р, то должен присваиваться более низкий класс и другой тип, а соответственно изменится и вид услуги. Например, если в предприятии общественного питания, позиционирующим себя как ресторан класса люкс на столах нет белых или цветных фирменный скатертей, используются приборы из нержавеющей стали и фаянсовая посуда, то это предприятие может быть идентифицировано лишь как кафе, а оказываемая услуга как услуга кафе.
Таким образом, идентификация услуги должна основываться на комплексной оценке и требует обширных знаний идентифицирующих критериев и признаков, а также умения их применять.
Вопросы для самоконтроля
1.Дайте определение основным терминам: услуга общественного питания; качество услуги; безопасность услуги
2.. Классифицируйте услуги общественного питания.
3. Дайте характеристику услуги питания.
4.Дайте характеристику услуге по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий.
5.Дайте характеристику услуге по организации потребления продукции и обслуживания.
6.Дайте характеристику услуге по реализации кулинарной продукции.
7. Дайте характеристику услуге по организации досуга.
8. В чем сходство и различие критерий идентификации услуги питания в предприятиях разных типов и классов.
9.Укажите показатели безопасности услуг: по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий и по реализации кулинарной продукции.
Приложение 1
Шкала снижения оценки качества блюд и кулинарных изделий ц]кала за обнаруженные дефекты
Наименование показателя—
Дефекты
Снижение
оценки, баллы